Статья посвящена вкладу огнинцев в победу народов Советского Союза над фашистской Германией. В 2015 году народы нашей страны и все мировое сообщество отметили 70-летие Великой Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Готовясь отметить это историческое событие, наши сограждане вспоминали тех, кто с оружием в руках защищал честь, свободу и независимость Родины. Авторы данной статьи ставят перед собой задачу показать, как откликнулись стекловары завода «Дагестанские Огни» на вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну. Великая Отечественная война - одно из исторических событий, которое позволяет многочисленным последующим поколениям россиян причислять себя к народу, способному на всемирно значимые свершения. В статье отражено, как стеклозаводцы осознали, что настала череда суровых испытаний. В первый же день войны в поселке Дагестанские Огни состоялся многочисленный митинг, на котором было принято решение отдать все силы и средства для разгрома агрессора. Сразу после митинга многие огнинцы записались добровольцами в действующую Красную Армию. В первые же дни из поселка Дагестанские Огни на фронт ушло более 60 человек. 3 июля 1941 г. в ответ на выступление по радио председателя ГКО И.В. Сталина на стеклозаводе состоялся большой митинг. Сразу после него сотни рабочих, инженеров, техников и других выразили свое желание записаться добровольцами в народное ополчение. Мы постарались подробно отразить этот процесс. Приведены имена и деяния народного ополчения, рассказано об их подвигах на фронтах Великой Отечественной войны. Даны примеры мужества и доблести огнинцев-воинов, проходивших подготовку в народном ополчении. Мы показали и подвиги женщин, которые наряду с мужчинами отправились на фронт. В поселке Дагестанские Огни для борьбы с вражескими диверсантами был создан истребительный батальон. Сотни огнинцев награждены орденами и медалями СССР. В числе тех, кто прославил Дагестанские Огни, - Герой Советского Союза Александр Ильич Рыбников.
Вестник Дагестанского государственного университета
2015. — Выпуск 4
Содержание:
В 2015 году российский народ и все прогрессивное человечество отмечают 70-летие Победы над фашистской Германией. В победу Советской страны особый вклад внесли и труженики первого высокомеханизированного стекольного завода «Дагестанские Огни». Нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у трудящихся завода чувство ненависти к агрессорам и сплотило вокруг руководства страны. Рабочие и служащие завода «Дагестанские Огни» самоотверженно работали под лозунгом «Работать за себя и ушедшего на фронт товарища!». В статье приводится большое количество фактов, связанных с тем, что в период мобилизации рабочих-мастеров на фронт, перевода рабочих на строительство оборонительных сооружений в цехах завода в основном работали женщины, которые освоили сложную профессию стекловара. Коллектив завода приложил огромные усилия для налаживания выпуска военной продукции: зажигательные бутылки, ампулы, банки для хранения консервированной крови, силикатной глыбы и др. Наряду с военной продукцией завод продолжал выпускать и оконное стекло. В связи с победой Советских войск под Сталинградом и освобождением Северного Кавказа от оккупантов стекловары усилили темпы выпуска оконного стекла для восстановления жилых домов, предприятий и других хозяйственных помещений. К концу 1942 г. завод дал сверх плана 100 тыс. кв. м стекла для восстановления разрушенного Сталинграда. ГКО СССР в своем постановлении от 22 ноября 1943 г. за № 4392 об увеличении выпуска оконного стекла особое внимание уделил стеклозаводу «Дагестанские Огни». Как видно из материалов данной статьи, завод с честью справился с заданием ГКО СССР. Рабочие стеклозавода, как и весь советский народ, с большим подъемом трудились и в 1945 победоносном году.
Ключевые слова
Статья посвящена описанию сохраняющегося в традиционной духовной и обрядовой культуре народов Кавказа оролатрии - культа гор. Почитались не только горы, но и гроты, и пещеры. Как считает автор, на Кавказе культ гор носил региональный характер. На основе анализа мифов, верований, календарных и метеорологических обрядов автор рассматривает представления народов Кавказа, касающиеся этих величественных природных символов. Гора воспринималась кавказцами как образ мира, модель вселенной. Исходя из мифологических представлений о трехчленной картине мира по вертикали, народы Кавказа рассматривали вершины гор как место обитания божеств. В то же время гора относилась к неосвоенному и враждебному человеку пространству, вследствие чего она являлась локусом обитания принадлежащих к царству смерти злых духов. Некоторые почитаемые горные вершины Кавказа рассматривались его жителями как места пребывания божеств погоды, поэтому во время засухи или проливных дождей на них совершались моления этим богам, обряды вызывания дождя и солнца, приносились жертвоприношения. Сакральностью, по народным поверьям, обладали не только вершины гор, но и горные перевалы. Горные хребты рассматривались и как границы миров, являвшиеся преградой для демонов. На вершинах и склонах гор, краях плоскогорий, высоких холмах кавказцы строили свои культовые сооружения и астрономические обсерватории. В соответствии с верованиями народов Кавказа почитаемые горные вершины и пещеры были «окнами» в иной мир, каналами общения с потусторонними силами. Как считает автор, представленный материал наглядно демонстрируют мировоззрение и верования кавказцев относительно сохраняющегося и поныне в их духовной культуре культа гор.
Ключевые слова
Статья посвящена реконструкции мифологических персонажей былого языческого пантеона и падемониума лакцев селений Аракул и Верхний Катрух. Лакцы этих селений - особая этническая группа, проживающая в Рутульском районе Дагестана в отрыве от основного этнического массива лакцев, в этноконтактной зоне и в этническом окружении рутульцев и дагестанских азербайджанцев селения Нижний Катрух. Реконструкция божеств и демонов пантеона и пандемониума лакцев производится на основе мифов, календарных праздников, обрядов, обычаев и верований, лексики и фразеологии. Их анализ привел автора к выводу, что пантеон лакцев селений Аракул и Верхний Катрух состоял из олицетворяемых небесных светил (солнце и луна), атмосферных явлений (гром и молния, радуга, ветер), богов дождя и солнца и их персонификаций (ряженые, дождевые и солнечные куклы) в обрядах метеорологической магии, верховного бога, патрона сельской общины (с функциями покровителя диких животных). Также многообразно представлена и демонология. Она состояла из «домовой змеи», домового, демона-антагониста беременных, демона кладбища, джиннов и шайтана. Автор приходит к выводу, что несмотря на многовековое проживание в этноконтактной зоне, лакцы селений Аракул и Верхний Катрух сумели в целом сохранить свою этническую идентичность и традиционную духовную культуру. Сохраняющиеся в духовной культуре реликты прежних форм религий позволяют реконструировать былой языческий пантеон и пандемониум лакцев. Вместе с тем ощущается и небольшое влияние культур соседних народов.
Ключевые слова
В статье рассмотрены вопросы, связанные с извлечением фактов и исследованием неопубликованной рукописи И.Ф. Бларамберга, которая является источником изучения истории Низовий Терека. Приводятся отрывки из рукописи, которые помогут осветить спорные вопросы истории освоения Низовий Терека, проанализированы описания Кизлярской и других крепостей и станиц Кавказской линии укреплений с подробным отчетом, представляющие для исследователей определенный интерес, уточнены расстояния расположения станиц. Рассмотрена история Кизлярского Терского войска, описанию которой уделил внимание И.Ф. Бларамберг. Любые записки о Северном Кавказе интересны, т. к. этот регион всегда привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Особый интерес представляет еще не опубликованная книга «Кавказская рукопись» штабс-капитана Камберга (И.Ф. Бларамберга), служившего в Отдельном Кавказском корпусе, которая почти 170 лет была неизвестна широкому читателю. Следует отметить, что у некоторой части исследователей есть определенные сомнения относительно авторства найденной рукописи. На наш взгляд, требуется тщательное изучение этой рукописи, доступ к которой сегодня в одном из архивов Кубани по непонятным причинам ограничен. Подвергнут сомнению ряд фактов, приводимых автором в рукописи, так как принадлежавший к высшим офицерским кругам Российской империи И. Бларамберг писал cвой труд с вполне объяснимых позиций дворянско-монархической историографии, и рукопись содержит наряду с ценными фактическими материалами ряд тенденциозных, граничащих с пренебрежением характеристик, потребовавших критического отношения.
Ключевые слова
Статья посвящена интересной и недостаточно исследованной проблеме - роли и значению набегов в социально-экономической жизни горских обществ и системе феодально-патриархальных взаимоотношений. Автор обращает внимание на то, что особую остроту вызывают вопросы, связанные с военно-политической деятельностью горских обществ и феодальных владений в период Кавказской войны XIX века. Кроме того, подчеркивается, что до сих пор нет четкого, единого взгляда на эту проблему. Анализ различных, порою диаметрально противоположных точек зрения на природу, механизмы функционирования «набеговой практики» позволяет более объективно рассмотреть специфику этого явления на кавказском пространстве. Архаизация уровня развития горских народностей, игнорирование ведущей роли земледельческо-скотоводческого хозяйства горцев и того факта, что профиль основной экономической деятельности в силу ряда обстоятельств может меняться, не влияя принципиально на уровень общественно-политического развития, - это те вопросы, которые рассматриваются в предлагаемой статье. Кроме того, ни в коей мере не отрицается тот факт, что «набеговая практика» была обычным элементом жизни кавказских феодальных обществ. Важным моментом является то обстоятельство, что участие горцев в набегах за пределы Дагестана самостоятельно или в качестве наемников в целом вызывало неодобрение. Набеги совершались как с территории современной Грузии на территорию Дагестана, так и наоборот. Имеющийся фактический материал в значительной мере противоречит созданной грузинской историографией теории «лекианобы», преподносящей горские набеги исключительно как проявление агрессии со стороны дагестанцев - леков. Крупные военно-политические акции феодальных правителей, часто обозначавшиеся как «набеги», на самом деле являлись формой конкуренции и борьбы со своими военно-политическими противниками. Набеги не являлись и не могли быть источником благосостояния целых обществ, феодальных владений, народов Северо-Восточного Кавказа, они не определяли систему горского хозяйствования.
Ключевые слова
В статье собраны и проанализированы все источники, сообщающие об ученом и общественно-политическом деятеле Талхате-кади из сел. Ириб. Собранные из разных письменных источников, преданий и эпиграфики данные позволяют воссоздать основные вехи биографии алима ХVII в. и получить представление об уровне распространения в то время арабского языка, фикха и других наук в аварском регионе Тленсерух Юго-Западного Дагестана. Талхат-кади из сел. Ириб родился в первой половине XVII в. и погиб предположительно в 1695 г. Судя по обнаруженным сведениям, он являлся признанным специалистом в области исламского права, с чьим мнением считались ученые Дагестана даже через несколько десятков лет после его смерти. Он внес значительный вклад в становление «Джарской республики», также им составлен сборник законов Тленсеруха и других регионов южной Аварии. Одним из главных источников, сообщающих о его жизни, является повествование о событиях, происходивших в селе Ириб в 1666 г. Автором данного сочинения, составленного спустя два года в 1668 г., является односельчанин ученого Мухаммад, сын Умара. Кроме того, была обнаружена могила сына Талхат-кади Мухаммада, умершего в январе 1713 г. Надпись на надмогильной плите помогла установить, что Талхат-кади погиб в войне с «неверными». Эти и другие сведения помогли воссоздать историческую картину событий XVII в. в юго-западной части Дагестана. Учитывая отсутствие сколь-нибудь значимого исследования по истории Нагорного Дагестана данной эпохи, особенно основанного на местных письменных источниках, данная публикация является значительным вкладом в изучение истории средневекового Дагестана.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема геополитической социализации. Автор обращается к историческим корням, содержательной и отчасти практической стороне рассматриваемого вопроса во взаимосвязи с классической геополитикой, современной внешнеполитической ситуацией, геополитической идентичностью, евразийской идеологией и практикой. Необходимость обращения к этой проблеме объясняется осложнением международного положения нашей страны, событиями на Украине и попытками Запада осуществить внешнеполитическую изоляцию России. Давая определение феномена геополитической социализации, автор проводит определённые исторические параллели с практикой её осуществления в XX веке, в то же время предупреждая об ошибочности простого копирования зарубежного опыта и призывая реализовывать рассматриваемый феномен в соответствии с российской исторической традицией и современной политической ситуацией. Немаловажным в понимании предлагаемого автором концепта является его отличие от феномена политической социализации, а также попытка увязать его с такими понятиями, как геополитическая идентичность и евразийство. Причём евразийская идеология должна, по мысли автора, стать идеологическим хребтом процесса геополитической социализации, которая в свою очередь должна явиться мощным катализатором евразийской интеграции и формирования евразийской общности. Евразийский национализм как производное от рассматриваемого феномена должен способствовать снижению градуса межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве, политической и социально-экономической консолидации евразийского «месторазвития».
Ключевые слова
Статья посвящена разработке одной из малоизвестных исследовательских проблем, связанных с деятельностью младотурок в период их правления, с проведением реформ в армии и написана с привлечением новых источников. Анализируя статьи газеты «Стамбульские новости» и изучая передовицы с заседаний Парламента, наиболее важным мы считаем законопроект, внесенный на обсуждение Парламента по вопросу военной реорганизации, озвученный главным визирем в тронной речи Мехмеда V Решида. Законопроект о резервных офицерах в армии и во флоте является наиболее важным законопроектом, принятие которого позволило бы провести военную реформу. Пополняя кадры офицеров новыми, просвещенными силами, реформа позволила бы приблизить организацию оттоманской армии к европейской. За короткий срок младотурки приняли ряд мер: улучшив обмундирование и содержание армии, офицеры усиленно работали над моральным воспитанием солдата, пробуждая в нем гражданские и патриотические чувства. Они сделали из оттоманской армии мощную и сознательную опору нового режима внутри и защитницу Отечества извне. Принятые законы о воинской повинности позволили провести коренные реформы в армии, улучшили боеспособность вооруженных сил Турции, повысили интеллектуальный уровень военнослужащих. Законодательное собрание, возглавляемое партией «Единение и прогресс», кабинет министров Турции старались сделать все возможное для активного проведения реформ во всех областях государственного устройства. Материалы, напечатанные в газете «Стамбульские новости», позволили нам ознакомиться с этими процессами.
Ключевые слова
В статье рассматривается геополитическая ситуация на Северо-Западном Кавказе после подписания между Россией и Турцией Ункяр-Искелессийского договора. Известно, что русско-турецкая война 1828-1829 гг. завершилась подписанием Адрианопольского договора. Анализ геополитической ситуации, сложившейся на Северо-Западном Кавказе после подписания этого договора, позволил автору сделать вывод о сложном переплетении конкретно-исторических факторов, определявших внешнеполитическое положение западных адыгов. В рассматриваемый период ситуация в Западной Черкесии определялась военно-политическим взаимодействием России, Турции и Англии. Объективный и взвешенный анализ изученных документов позволяет констатировать, что каждая из противоборствующих сторон преследовала в регионе собственные интересы. Вместе с тем политика Англии была направлена не только на поддержание турецких устремлений на Северо-Западном Кавказе, но и против экспансии России. Активизация английской дипломатии была тесно связана с политикой Турции. В Константинополе при содействии С. Каннинга английское посольство становится центром антироссийской подрывной деятельности. Однако эти происки не оказали на адыгов заметного воздействия. Ункяр-Искелессийский договор значительно укрепил позиции России на Ближнем Востоке. Данный документ способствовал укреплению обороноспособности России и расширению ее торговли на Черноморском побережье. Именно в этом контексте следует оценивать значение Ункяр-Искелессийского договора. Деятельность английских и турецких эмиссаров в Западной Черкесии усиливала напряженность во взаимоотношениях адыгов с Россией.
Ключевые слова
В статье анализируются государственно-конфессиональные отношения в Дагестане в контексте современных общественно-политических условий. Анализируются приоритетные направления продуманной, объективной, прозрачной и продуктивной деятельности представителей духовенства с учетом исторического опыта и современных реалий дагестанского гражданского российского общества. В результате демократических преобразований в религиозной жизни страны и республики религиозные организации получили возможность свободно осуществлять свою деятельность и значительно расширять число своих последователей, широко проводить проповедническую, духовно-просветительскую, образовательную и благотворительную деятельность. Кроме того, совершенствуется правовая база в области свободы совести и вероисповедания, оказывается государственная поддержка социально значимым направлениям деятельности религиозных организаций. Несмотря на это, в Дагестане отсутствует единая концепция государственно-конфессиональных отношений, приоритетов в вероисповедной политике государства, что неизбежно приводит к элементам хаоса, бессистемности и субъективизма. Сегодня крайне необходимо сохранить духовные приоритеты наших предков и на их основе развить в обществе цивилизованные принципы свободы совести и вероисповедания путем поиска оптимальных форм государственно-конфессиональных взаимоотношений, а также модели продуманной, объективной, регламентированной, прозрачной и продуктивной деятельности представителей духовенства с населением.
Ключевые слова
В статье на материалах ДАССР сделана попытка рассмотреть социальную политику государства в области организации продовольственного обеспечения населения в 1941-1945 гг. Основную роль играло нормированное снабжение, с помощью которого республиканские органы власти старались поддержать необходимый для выживания людей в условиях военного времени уровень. Затруднения в обеспечении жителей региона основными продуктами питания в годы войны были вызваны не только ухудшением военной обстановки и связанных с ним сокращением продовольственных фондов, но также и случаями преступной халатности и махинаций со стороны некоторых работников торговли и ответственных чиновников. В качестве дополнительных источников продовольственного снабжения жителей республики выступала продукция подсобных хозяйств при промышленных предприятиях, организациях и учреждениях. Существенным подспорьем в решении продовольственной проблемы служили личное и коллективное огородничество рабочих и служащих, а также колхозная и коммерческая торговля. Децентрализованные продовольственные ресурсы служили дополнительным источником снабжения. Несмотря на некоторые недостатки в работе республиканских органов власти, вызванные сложной военной обстановкой, основные продовольственные проблемы населения в годы Великой Отечественной войны были решены.
Ключевые слова
Нарт Урузмаг - один из самых колоритных и ярких образов в осетинской «Нартиаде», предводитель второго (после Уархага и его сыновей) прославленного поколения нартов, выдающийся герой, мудрейший из мудрых, образцовый мужчина. В других версиях эпоса имеются «двойники» Урузмага (Озырмес, Озермас, Урымек, Урузман), но они не играют той главенствующей роли, которая отведена для Урузмага в осетинских сказаниях. Вопреки мнению Ж. Дюмезиля (в образах Урузмага и Сатáны бытовые элементы лишь сочетаются с мифологическими) эти образы следует рассматривать не в бытовом, а мифологическом аспекте. Они представляют собой затемненные, обросшие позднейшими наслоениями мифы о первом человеке или божественной паре. Истоки формирования образов Урузмага и Сатáны восходят к древнеиранским мифам, они органически вписываются в сонм божеств, представленных в мифологических сказаниях народов мира, позволяют говорить об ареальных связях с мифоэпическим пространством индоевропейского мира, с мифологией соседних народов. Супружество Урузмага и его сестры Сатáны, как следует из ряда известных мотивов в различных традициях о первых божествах и человеческих парах (Зевс и Гера, Гефест и Афродита, Йим и Йима), свидетельствует о влиянии на нартовские сказания древней эпохи группового брака, пережитков матрилокального мировоззрения. На примере образа Урузмага прослеживается эволюция отношения к старшему в скифо-алано-осетинском обществе - от насильственного убийства до почетного преклонения. У иранских племен (скифы, массагеты) было узаконено убийство одряхлевших и немощных сородичей. Эта традиция пережиточно дошла до предков осетин и нашла яркое отражение в нартовском эпосе в судьбе старейшины Урузмага, который в преклонные годы стал обузой, посмешищем и сам просил лишить его жизни. Урузмаг появляется в эпосе и в женском обличии, что является прямой параллелью с андрогинностью пра-людей. Значима роль Урузмага в мировой мифоэпической культуре.
Ключевые слова
В статье рассказывается о славных патриотических и интернациональных традициях молодежи республики. В процессе трудовой деятельности у молодежи укреплялось чувство коллективизма, ответственности перед обществом. Важную роль в патриотическом воспитании молодежи, особенно студенческой, сыграло их участие в работе строительных отрядов, созданных в 50-е годы XX в. Там студенческая молодежь проходила настоящую школу жизни. В процессе трудовой деятельности укреплялось чувство коллективизма, молодежь вносила вклад в развитие экономической мощи страны. Уделено внимание деятельности органов народного образования, комсомольских организаций Дагестана по политехническому обучению учащихся общеобразовательных школ, в которых изучались как школьные предметы, так и основы аграрно-промышленного производства в условиях научно-технической революции (НТР). В статье говорится о значительной роли лагерей труда и отдыха при колхозах и совхозах в воспитании подрастающего поколения в духе любви и уважения к труду. Они способствовали подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, творческому труду в народном хозяйстве. Отмечается также важная роль в осуществлении принципа политехнического обучения и патриотического воспитания городских и районных станций юных натуралистов, техников. Комсомольские организации и станции юных техников устраивали конкурсы, соревнования юных техников, на которых были представлены лучшие работы учащихся республики. Обращено внимание на то, что в патриотическом, интернациональном воспитании очень важно дать молодежи возможность непосредственно прикоснуться к высокому, возвышенному, взволновать её, затронуть сокровенные струны чувств, что достигается во время туристических походов и ознакомления с памятниками культурно-исторического наследия.
Ключевые слова
В статье на основе архивно-документальных материалов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, рассматриваются социальные отношения и политическая обстановка в дагестанском ауле начала 20-х годов ХХ века, влияние продналога на политические настроения горского крестьянства. Отмечается, что партийные и советские органы развернули среди крестьянских масс широкую политическую работу, разъясняли, почему необходимо выполнять задания продовольственного налога, сплачивали трудовые слои села в деле защиты их экономических интересов. Подчеркивается, что при проведении мероприятий по сбору продналога строго соблюдался классовый принцип: основную его тяжесть должны были нести кулаки и зажиточная часть села, беднота и пострадавшие от военных действий крестьяне освобождались от налога или получали существенные льготы. В некоторых селениях, жестоко пострадавших в годы гражданской войны, крестьяне были освобождены от хлебного налога, а также получали продовольственную помощь. Таким образом, продналог являлся не только методом получения продовольствия, но и большой политической кампанией. Особое внимание обращено на то, что тяжелый продовольственный кризис, который переживала страна, требовал от дагестанского крестьянства пойти на определенные жертвы во имя спасения миллионов людей от голодной смерти и укрепления экономической мощи Советского государства. Отмечено, что последующие продналоговые кампании по Дагестану прошли при возросшей активности крестьянства, что свидетельствовало о коренном повороте в политических настроениях сельских тружеников.
Ключевые слова
В статье предпринимается попытка обобщения опыта борьбы с проявлениями так называемого «политического бандитизма» на Северном Кавказе в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, накопленного органами внутренних дел, государственной безопасности, а также внутренними войсками. Автором анализируются в основном материалы Российского государственного военного архива, в котором сосредоточены документы внутренних войск НКВД/МВД СССР. В статье раскрывается понятие «политического бандитизма», имевшего место на Северном Кавказе в изучаемый период, его характерные признаки, причины и условия его возникновения и развития. На основе архивных материалов автором показаны примеры «политического бандитизма», хронология его развития на различных исторических этапах, основные формы и методы борьбы с преступными проявлениями данной категории, обобщаются основные нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность органов и войск НКВД/МВД СССР в данной сфере.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению форм земельной собственности у даргинцев-мюрегинцев в XIX - начале ХХ в. Говоря о формах землевладения и землепользования жителей равнинно-предгорного стыкового селения Мюрего, автор привлекает наряду с полевым большое количество архивного и литературного материала. Согласно рассмотренным вопросам выделяется несколько характерных форм земельной собственности, в частности общинная, частная, мюльковая и казенная. Наряду с изложенным непоследнее значение уделяется и арендным отношениям, которые подкрепляются как архивными источниками, так и полевым материалом. Важность этого вопроса заключается в том, что в качестве примера приводятся непосредственно те села, на которые указывали в своем большинстве старожилы-информаторы. В большом количестве автор приводит в пример так называемые «бродячие сюжеты», связанные с присвоением чужого земельного фонда. В статье также отводится определенное место и садоводству мюрегинцев. Отдельно даются сведения о положении с дикорастущими ягодами и фруктами, где предлагается статистический материал, с помощью которого в какой-то степени можно определить не только леса в десятинах, но и непосредственных собственников.
Ключевые слова
Важным рычагом развития рыночных отношений и промышленности, слома сословной структуры общества и формирования новых социальных групп в Дагестане в конце XIX - начале XX в. стала Владикавказская железная дорога, которая, соединив Ростов-на-Дону и Баку, прошла через Петровск и Дербент. Железнодорожное строительство способствовало вовлечению Дагестана в русло социально-экономического развития России. Общепризнана значительная роль железной дороги в становлении местных городов, привлечении переселенцев из внутренних губерний России и Закавказья, активизации отходничества и т. д. В статье на основе архивных данных и научных публикаций рассмотрена важная роль железнодорожного строительства в процессе формирования на рубеже XIX-XX вв. рабочего класса Дагестана, который имел ряд особенностей: высокий процент составляли сезонные работники, на большинстве крупных предприятий были заняты русские рабочие, имеющие производственный опыт, местные крестьяне составляли основу неквалифицированных работников. Рабочий класс Дагестана к началу XX века сосредоточился в городах, которые благодаря устойчивому железнодорожному сообщению стали центрами промышленного развития региона в них привлекали крестьян из близлежащих селений и принимали основной поток переселенцев. Значительная часть рабочих была занята на промышленных предприятиях Петровска: в первую очередь на железной дороге и в морском порту. Крупные отряды постоянных рабочих сложились в рыбной, консервной, добывающей, текстильной промышленностях. Самой многочисленной частью рабочего класса Дагестана стали железнодорожники. Строительство железной дороги способствовало развитию отходничества дагестанцев в промышленные районы Северного Кавказа и Закавказья, в результате которого ускорялся процесс отрыва местного населения от сельского хозяйства и включения его в состав рабочего класса.
Ключевые слова
Статья посвящена историографическому анализу описания Кайтага, в работе офицеров российской армии М.К. Ковалевского и И.Ф. Бларамберга, которые в 30-е годы XIX в. в период пребывания на Кавказе служили и в Дагестане. В те годы и собирался материал для работы, которая была названа «Описание Дагестана» в изданном в 1958 г. сборнике архивных материалов «История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.». В нем говорится о ряде государственно-политических структур Дагестана, среди которых дается и описание Кайтага, названного «Округ Кайтакский». Анализу сведений, имеющихся в «Описании…» о Кайтаге и уделено основное внимание в статье. Описание «Округа Каракайтакского» в работе М.К. Ковалевского и И.Ф. Бларамберга занимает меньше страницы. Тем не менее, сведения, имеющиеся в нем, проливают свет на многие вопросы социально-экономического и политического положения Кайтага в 30-е годы XIX в. Это географическое положение Кайтага, его пространство и границы, основные населенные пункты, состав его населения, занятия населения, быт и язык. Сопоставление этих сведений со сведениями, имеющимися в работах других авторов, также писавших о Кайтаге XVIII-XIX вв., говорит об их достоверности. Сведения о Кайтаге, как и сведения о других дагестанских политических структурах, содержащиеся в «Описании…» М.К. Ковалевского и И.Ф. Бларамберга, являются важным источником по многим вопросам истории феодального Дагестана.
Ключевые слова
Настоящая статья посвящена вопросу становления в современной исторической науке историко-антропологического подхода к изучению прошлого. Его появление в европейской историографии в последней четверти ХХ в. являлось свидетельством глобальной смены ориентиров исторического знания, получившего название «новой исторической науки». Для российского историка знакомство с исторической антропологией произошло благодаря работам крупных историков-медиевистов, культурологов А.Я. Гуревича, Ю.Л. Бессмертного, а также журналам «Одиссей. Человек в истории», «Диалог со временем». В основе данного подхода лежит междисциплинарная методология, тенденция к сближению истории с общественными науками, к заимствованию их теорий, методов и приёмов исследования. Не претендуя на полноту освещения вопроса, автор сосредоточился на использовании указанного подхода к изучению повседневности в современном российском историческом процессе. Он проявляет себя в переходе от изучения знаменательных личностей, экстраординарных событий, категориального уровня понятий непосредственно к человеку минувших эпох, его внутреннему миру, соответствующему привычному, каждодневному поведению в кругу близких и понятных ему людей и вещей. В центре внимания историка не просто повседневный уклад жизни, не просто быт, но жизненные проблемы и их осмысление теми, кто в основном остались безымянными в истории. Они в то же время составляли большинство участников исторического процесса, чья социальная практика определяла изменчивость и преемственность в истории. История повседневности позволяет решить одну из фундаментальных методологических проблем, стоящих перед исторической наукой: изучение взаимосвязей между социальными структурами и практикой субъекта. Это, в свою очередь, даёт возможность на основе реконструкции этих взаимосвязей выявить пути, следуя которым, участники исторического процесса становились или могли стать - и объектами, и в то же время его субъектами. Если определить значение истории повседневности в русле антропологического подхода, то, конечно, данный подход оказал большое влияние на мировую, в том числе и на российскую, историческую науку. Однако хочется заметить, что ни одна из теорий, ни один из современных подходов, приобретённых в ходе междисциплинарного заимствования, не являются достаточными для адекватного изучения сложной и многомерной исторической действительности.
Ключевые слова
В статье осуществлены перевод и комментирование отрывков из географической энциклопедии арабского автора конца XII - начала XIII в. Йакута аль-Хамави под названием «Словарь стран». Основное внимание уделено анализу сообщений, содержащихся в статье под названием «‛Амуль» сочинения арабоязычного автора и относящихся к истории монголов эпохи Чингисхана.
Ключевые слова
Статья посвящена формированию характерных черт и особенностей идеологии одной из успешных террористических организаций леворадикального толка в Западном полушарии - «Сендеро Луминосо». Созданная на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. в Перу она продолжает свою деятельность и по сегодняшний день. Идеология этой леворадикальной группировки с момента ее зарождения претерпела серьезные изменения. Отпочковавшись от Коммунистической партии Перу, руководство «Сендеро Луминосо» сразу же стало на радикальные позиции. Большое влияние на формирование ее идеологии оказали идеи виднейших деятелей коммунистического движения как в самом Перу, так и за его пределами. Наиболее восприимчивыми сторонники этой террористической группировки оказались к идеям основоположника левого движения в Перу Х. Мариатеги и руководителя компартии Китая Мао Цзедуна, что во многом определило тактику и стратегию действий «Сендеро Луминосо». Опора в своей борьбе на жителей сельской местности и крестьянство - вот то, что существенно отличало идеологические предпочтения сендеристов от других леворадикальных организаций этого периода. Конечной целью своей деятельности руководство организации определило трансформацию перуанского строя путем вооруженного восстания. Популяризация идеологии «Сендеро Луминосо» привела страну к самой настоящей гражданской войне, которая в своей активной фазе с переменным успехом шла более десяти лет, а ее отголоски продолжают беспокоить перуанское общество и сегодня. Изучение процесса становления идеологии «Сендеро Луминосо» является необходимой частью исследования объективных и субъективных предпосылок назревания социальной напряженности в Перу в последней четверти ХХ века.
Ключевые слова
Известно, что при распространении ислама в Дагестане немаловажную роль сыграли различные факторы, в т. ч. миссионерская деятельность мусульман, жителей арабских стран. Одним из таких миссионеров-укрепителей стал, как известно, религиозный деятель Ахмад ал-Йамани, который прибыл в Кумух, по одним источникам, из Египта, по другим - из Средней Азии. В данной статье приводятся материал, связанный с вопросами формирования личности ученого, его научных интересов и источники, проливающие свет на родословную этого религиозного деятеля. Mетодологической базой к написанию данной статьи явилась практическая работа над рукописями Ахмада ал-Йамани, которые касаются мест на территории республики, где он жил и занимался распространением и укреплением ислама. Основой исследования послужила и литература об Ахмаде ал-Йамани, например работы Шихсаидова А.Р. об Ахмаде ал-Йамани и книга Айтберова Т.М. «Мусульманская элита кумухского корня», которые ярко описывают деятельность этого религиозного деятеля в Дагестане. Большую ценность представляет статья И. Каяева «Исламская цивилизация», использованная нами. Мы также ссылаемся на арабские источники.
Ключевые слова
Серьезной проблемой регулирования общественного поведения молодежи в современных условиях является поиск средств предупреждения экстремистских и протестных настроений, стремления молодежи к свободе выбора стиля нравственного поведения, пропагандируемого средствами массовой коммуникации. Но у дагестанских народов накоплен бесценный опыт народного воспитания, который помогает им веками жить в согласии и взаимопонимании. Этот опыт можно использовать для оздоровления отношений и поведения молодежи в этнокультурном воспитании в форме социальных тренингов и традиционных ритуалов. Ритуальные средства имеют много общего с технологиями воспитания. В ритуальных действиях предписано четко и последовательно выполнять обязательные процедуры поведения человека в социальных событиях. Ритуалы, как и воспитание, регулируют поведение и отношения человека в социальной среде. Ритуальные действия помогают оздоровлению общественных отношений и поведения молодежи. В статье показано, что воспитание, в котором используются указанные функции ритуалов и в котором приобщение к этническим нравственным ценностям приводит к этнической идентичности, можно назвать этнокультурным. Для выявления воспитательного потенциала ритуалов этнической культуры проанализированы и оценены нравственные нормы традиционной жизни многих народов Дагестана, выявлены уникальные и аналогичные процедуры традиционных ритуалов. На основе разных аспектов воспитательных ритуалов в традициях народов Дагестана предложены адекватные им тренинги нравственного поведения молодежи. В статье сделан вывод, что использование традиционных ритуалов в организованном воспитании современных школьников помогает регулировать их поведение, облегчает межличностное общение и может предупредить экстремистские настроения и протестное поведение молодежи. Практическая ценность основных положений статьи заключается в том, что их использование в организации социальной жизни молодежи поможет формировать толерантное поведение.
Ключевые слова
В условиях возрождения национального сознания становятся популярными технологии, позволяющие приобщать молодежь к этнической культуре и нормам традиционного образа жизни. Актуальность данной проблемы в статье обоснована анализом этнологических исследований как сторонников классической педагогики, так и современных сторонников этнопедагогики. Сравнивая их позиции, в статье автор выдвинул идею о том, что более продуктивным подходом является путь построения этнокультурных проектов, содержанием которых могут стать этнокультурные ценности, а в качестве технологий использовать современные поисковые методики проектирования. В данной статье логично представлены методологические основы, гипотетическое представление об ожидаемых результатах, материалы диагностики исходного состояния отношений школьников к проектным технологиям, типы этнопроектов, условия использования этнопроектов и анализ экспериментальных материалов, позволивших выявить эффективные условия формирования способностей учащихся к развитию ценностей этнической культуры. Результаты проведенной диагностики показали, что без мобилизации усилий молодежи в проектной деятельности невозможно сохранять и развивать материальные и духовно-нравственные ценности, накопленные каждым народом в своей культуре и традиционном образе жизни. Для преодоления инерционной составляющей практики нынешнего образования в исследовании разработаны более десяти интересных типов этнопроектов. Для использования проектов в работе предложена оригинальная методика, которая включает: анализ традиционного образа жизни, выделение актуальных идей и проблем, выбор тематики проектов, поиск полевого материала, разработку, презентацию и защиту проектов. Эффективность работы учащихся над проектами оценивалась по критериям: оригинальность идеи, выделение ментальных особенностей народа, функциональное назначение проекта, доступность материалов, простота и воспроизводимость методики, эстетичность оформления, самовыражение авторов. В ходе эксперимента доказано, что проектные технологии помогают проникать в глубокий смысл этнической культуры и способствуют творческому развитию учащихся.
Ключевые слова
Цель исследования - изучение состояния профильного обучения в Республике Дагестан. Определено, что в Дагестане есть потребность рынка труда в специалистах сельского хозяйства, но отсутствует профильное обучение в сельской школе; существует необходимость самоопределения сельского школьника в выборе профессии, но нет программ для социально-профессиональной ориентации в области сельского хозяйства. В статье предложен и апробирован комплекс программ агробиологического профиля, включающий цикл предметов: «Основы почвоведения и овощеводства» - в 8-м классе; «Виноградарство или плодоводство, или пчеловодство» - в 9-м; «Основы экологии и охрана окружающей среды» - в 10-м и «Основы права и предпринимательской деятельности» в 11-м классе. Внедрение данных программ способствует как приобретению знаний по перечисленным предметам, так и формированию разнообразных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни.
Ключевые слова
В статье приводится сравнительный анализ результатов ЕГЭ по математике и фактических знаний выпускников школ, поступивших на 1-е курсы экономических факультетов Дагестанского государственного университета за 2010-2014 годы. Показан низкий уровень знаний учащихся школ по математике и его отрицательные последствия для учебного процесса в вузах. Раскрываются причины плохих знаний школьников: отсутствие единых и стабильных программ и учебников; перегруженность программ и включение в них дополнительных элементов по высшей математике; несогласованное изложение изучаемого материала в некоторых взаимосвязанных учебниках и т. д. Поднимаются вопросы необходимости изменения не только программ, но и учебников по математике для обычных общеобразовательных школ, в которых материалы были бы доступны и для «среднего», и для сильного ученика. Подвергнуты критике качество и содержание некоторых вариантов ЕГЭ. Предложено создать более обширный банк заданий для составления разнообразных вариантов ЕГЭ, которые шире охватили бы программный школьный материал по математике. Приводятся соображения, которые помогли бы улучшить качество школьного образования, устранить недостатки в вопросах, связанных с ЕГЭ, что положительно сказалось бы на процессе образования в вузе.
Ключевые слова
В проектах модернизации профессионального образования основные требования к качеству подготовки специалистов заданы в форме компетенций. При этом различаются понятия «компетенция» и «компетентность». Анализ научных источников позволил выявить их сходство и различие. Компетенции формулируются как требования к ожидаемому образу специалиста, а компетентность показывает реальную готовность специалиста качественно, своеобразно и творчески выполнять свои профессиональные функции. В результате анализа сложившейся практики подготовки специалистов по старой и новой системам и обобщения результатов анкетного опроса выпускников вуза и работающих специалистов наземного транспорта выявлено, что работающие специалисты нуждаются в повышении компетентности в расчетно-проектной; экспериментально-исследовательской областях профессиональной деятельности. Их запросы могут удовлетворить система повышения квалификации и непрерывное образование. Однако на эффективность работы системы повышения квалификации негативно влияют социально-экономические, личностные и организационные факторы, подробно охарактеризованные в статье. Обобщение опыта работы факультета повышения квалификации Махачкалинского филиала Московского автомобильно-дорожного университета позволило определить как более продуктивное направление интеграцию теоретического опыта студентов и практических кейсов слушателей в тренинге профессиональных компетенций специалистов. Для организации продуктивной работы системы повышения квалификации специалистов в статье предложены адекватные интерактивные образовательные технологии.
Ключевые слова
В статье обосновывается актуальность использования коммуникативно-ориентированных форм внеклассной работы по иностранным языкам, осуществляемых в проектной деятельности учащихся старших классов. Определены цели, содержание, методические требования к организации и проведению олимпиад, конкурсов с применением проектной методики, современных информационно-коммуникационных технологий. Предметом изучения в статье являются эпизодические массовые формы внеклассной работы, к которым относятся олимпиады и конкурсы, увеличивающие возможности установления межпредметных связей, способствующие систематизации и углублению знаний обучающихся в области школьных дисциплин, совершенствованию их иноязычных навыков и умений в осуществлении межкультурной коммуникации. В статье представлен опыт участия авторов (преподавателей факультетов иностранных языков ДГПУ и ДГУ) в организации и проведении внеклассных эпизодических массовых мероприятий по иностранным языкам, в частности конкурса «Лучший проект на иностранном языке» среди учащихся школ г. Махачкалы в рамках проекта «Англоязычный Дагестан». Целью конкурса, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе использования учебных материалов информативного, познавательного характера.
Ключевые слова
В статье исследовательское обучение рассматривается как эффективный инструмент, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс её саморазвития. Главная цель исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, то есть сформировать у них исследовательскую позицию. Показательным результатом эффективности исследовательской деятельности для нас выступает уровень развития позиции, переносимой на жизненные ситуации. С этой целью важно выявлять сформированность установки на поиск в жизнедеятельностном контексте: тип и характер реагирования на проблемные ситуации; проявление поисковой активности с осознанным применением разных способов действия и рефлексивной позицией (анализом причин успехов и неудач).
Ключевые слова
В работе описывается исследование взаимосвязи креативности и сенсомоторной интеграции у младших подростков. Приводятся данные изучения этих параметров у 158 учащихся 6-7 классов (мальчиков - 61, девочек - 97). Подростки выполняли задания теста Е. Торренса (адаптация Туник, 2002), заполняли опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ханина (Дерманова, 2002), проходили испытания на простую и сложную сенсомоторные реакции (в варианте Вергунова, Николаевой, 2014). Показано, что более высокий уровень креативности связан с полом (выше у девочек) и более высокими показателями тревожности. Параметр «беглость» тем выше, чем меньше время простой сенсомоторной реакции. Параметр «гибкость» тем выше, чем меньше возраст подростков и чем меньше ошибок они делают в сложной сенсомоторной реакции. Параметры «оригинальность» и «разработанность» не связаны с параметрами сенсомоторной интеграции.
Ключевые слова
Целью представленной статьи является классификация угроз информационно-психологической безопасности как одного из аспектов психологической безопасности личности и обозначение возможных подходов к их преодолению. На основе теоретического анализа проблемы авторами утверждается, что нарушение информационно-психологической безопасности происходит при целенаправленном изменении некоторыми источниками процесса и содержания информационного обмена человека со средой вопреки интересам развития его личности. Предложена классификация угроз информационно-психологической безопасности личности, которые подразделяются на угрозы сознанию, эмоциональной и познавательной сфере человека. Информационные угрозы сознанию, по мнению авторов, вызываются воздействиями, направленными на вытеснение имеющихся у человека субъектных представлений, ценностных и смысловых образований и замену их новыми, не совпадающими с целями развития его личности. Информационные угрозы эмоциональной сфере человека связаны с воздействиями на его эмоциональные состояния и призваны обеспечивать некритическое исполнение действий, по своей цели расходящихся с интересами развития его личности. Информационные угрозы познавательной сфере человека увязаны с существенным упрощением механизмов их функционирования и снижения на этой основе уровня адекватности получаемой им информации. Сделан вывод, в соответствии с которым все типы информационных угроз направлены на разрушение подконтрольности субъекту действия, негативного с точки зрения личностного развития комплекса экзо- и эндогенных факторов, и создание условий для прямого присвоения наводимых на него управляющих информационных воздействий. Практической значимостью обладает обозначение авторами преимуществ и ограничений трех подходов к преодолению информационных угроз человеку - запрещающего, просвещающего и развивающего.
Ключевые слова
В статье рассматривается сущность понятий «коммуникация», «общение», раскрываются особенности их формирования при отклоняющемся развитии речи, описываются научно-теоретические концепции философии, психолингвистики, специальной педагогики. Процесс общения и коммуникации обусловлен наличием сформированных компонентов и средств речевой системы: лексики, грамматики, просодики, фонетических и фонематических процессов, речевого дыхания, неречевых средств общения. Структура коммуникации и общения в разных условиях неодинакова. Ключевым моментом являются сделанные автором выводы по проблеме влияния речевых нарушений на общение и коммуникацию человека.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования образа Родины в представлении студенческой молодежи коренных народов Дагестана. Участникам было предложено на чистом листе бумаги изобразить Родину. В статье указывается, что на основании того, какой образ Родины изображался испытуемыми, были выделены 4 блока образов Родины. Первый блок - изображения Дагестана как Родины участников исследования; второй - нейтральный блок, в который вошли изображения Родины, судя по которым сложно понять, что испытуемый считает Родиной. Этих участников опроса мы отнесли к так называемым космополитам. В третий блок вошли изображения Дагестана с ярким акцентом на том, что Дагестан - это исламский регион. В четвертый блок попали изображения России как Родины участников исследования. Самым многочисленным оказался блок считающих своей Родиной Дагестан, самым малочисленным - Россию.
Ключевые слова
В статье представлены результаты изучения взаимосвязи профессионального самоопределения и этнической идентичности личности. Исходя из того, что предметом нашего исследования является детерминация профессионального самоопределения этническими особенностями личности, отбор испытуемых состоял в выборе лиц, находящихся на этапе становления профессионального самосознания. Для изучения детерминации профессионального самосознания этническими особенностями личности была сформирована эмпирическая выборка численностью 210 человек, состоящая из старшеклассников в возрасте 15-16 лет. Означенная фиксация возраста как ключевого условия участия в эксперименте обусловлена тем, что нахождение на границе подросткового и юношеского возраста для школьников в норме связано с интенсивным профессиональным самоопределением, основным событием которого является более или менее четкий и устойчивый выбор сферы будущей профессии.
Ключевые слова
В статье представлены результаты эмпирического исследования используемых стратегий поведения в стрессовой ситуации подростками, проживающими в условиях семьи и дома-интерната. В исследовании приняли участие подростки, проживающие в условиях семьи, а также подростки, проживающие в условиях школы-интерната для сирот г. Великий Новгород РФ. Подростки, проживающие в интернате, являлись социальными сиротами, то есть их родители были лишены родительских прав по тем или иным социальным причинам. Всего в исследовании приняли участие 80 подростков от 14 до 15 лет. Проведенное исследование позволило нам определить доминирующие формы копинг-поведения у подростков. Копинг - это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки, применяемые индивидами, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека. На основании проведенного исследования было выявлено, что у подростков, проживающих вне семьи, с большей вероятностью встречаются менее эффективные копинг-стратегии, такие, как копинг-поведение, ориентированное на эмоции, и копинг-поведение, ориентированное на избегание, чем у подростков, проживающих в условиях семьи. Эффективная копинг-стратегия «ориентация на решение задач» в большей мере свойственна подросткам, проживающим в условиях семьи. Полученные данные свидетельствуют о том, что пубертатный период - это важнейший период в становлении личностной и эмоциональной сфер человека. Пребывание в этот период вне семьи отрицательно сказывается как на формировании личностных особенностей подростков, так и на подборе эффективных стратегий поведения при взаимоотношении с другими людьми.
Ключевые слова