+
Теодор Лешетицкий как пианист и композитор
стр.13-18
Смирнова Марина Вениаминовна, Шелудько Анна Эдуардовна
Статья посвящена рассмотрению фортепианных пьес и особенностей исполнительского стиля Теодора Лешетицкого — главы огромной фортепианной школы ХХ столетия. Подчеркивается, что миниатюры композитора весьма своеобразны, отражают атмосферу эпохи, обладают немалой художественной ценностью и безусловно могут вызвать интерес у современной слушательской аудитории, что доказывается предпринятыми в наши дни артистическими опытами. В статье анализируются проблемы, стоящие перед современными исполнителями фортепианных пьес Лешетицкого.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Языки в Ханты-Мансийском национальном педагогическом училище, 1950-е годы
стр.19-29
Киселёв Александр Георгиевич
Исследование на примере национального педучилища показывает существенное изменение языковой ситуации в Ханты-Мансийском — одном из северных округов РСФСР, в первой половине 50-х гг. Еще до эпохи «Большой нефти» сложившиеся учебные и иные социальные практики усиливали позиции русского, ослабляя положение родных языков народов Севера. В среде формирующейся национальной интеллигенции развилось нигилистическое отношение к родном языку.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Прошлое и будущее музыкального жанра в Концерте для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса
стр.30-40
В статье предпринимается опыт анализа скрипичного концерта op. 47 Я. Сибелиуса в целостном контексте сибелиусовского симфонизма. Среди исторических коннотаций, расширивших спектр унаследованных традиций жанра классико-романтической эпохи, выделяются влияния позднеромантической симфонической концепции Антона Брукнера, а также многостороннее претворение традиций И. С. Баха, сближающее Сибелиуса с проявлениями музыкального неоклассицизма первой половины ХХ в. Предвосхищения эволюции жанра в ХХ в. анализируются на основе историко-стилевых параллелей в концертах для скрипки с оркестром Сибелиуса и Шостаковича.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Ладоакустический архетип японской дворцово-церемониальной музыки тогаку-кангэн
стр.41-57
Составность этногенеза японцев проявляется на уровне культуры социальных страт, в частности в дворцово-церемониальном канонизированном комплексе гагаку (изящная музыка), существенным компонентом которого наряду с музыкой трех корейских царств (санкангаку) является музыка струнных и духовых китайской империи Тан (тогаку-кангэн), представляющая сплав интонационных норм населения Китая и многих народов Востока, включая закономерности музыкального мышления/языка и психологии народов, активно взаимодействовавших с носителями греко-римской культуры. Поскольку музыкальная интонация — формопроцесс введения смысла в акустический феномен, превращающий его в феномен/ноумен, эксплицитно-имплицитно содержащий компоненты мифо-религиозного, научнофилософского осмысления бытия, а также терминологический инструментарий и, естественно, представления о триединораздельности космогенеза/этногенеза/культурогенеза, системно-структурный анализ ладоакустического аспекта интонационного канона названного компонента культуры Японии позволяет выявить архетипические компоненты миропонимания/мироощущения, присущие не только народам Дальнего Востока, настольной книгой которых являлась Книга перемен, или Канон перемен (И цзин), популярная, в частности, среди представителей естественно-научного знания наших дней.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Вклад Н. В. Дмитриева в развитие жилищного строительства Санкт-Петербурга в дореволюционный период
стр.58-66
Рыбалкина Мария Николаевна, Воронина Екатерина Владимировна
Статья посвящена творческому вкладу архитектора Николая Всеволодовича Дмитриева в развитие жилищного строительства Петербурга. На примерах работ архитектора прослеживаются характерные изменения принципов формирования жилой среды, произошедшие в практике жилищного строительства Петербурга на рубеже XIX–XX вв. Раскрывается взаимосвязь художественного опыта русской архитектуры и особенностей формирования комплексной жилой застройки, послуживших прообразом для дальнейшего развития жилых комплексов послереволюционного периода.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Жанровые метаморфозы современного китайского балета
стр.67-72
. В статье рассматриваются жанровые метаморфозы современного китайского балета. Автор отмечает, что жанр китайского балета за свою сравнительно небольшую историю претерпел существенные изменения. В настоящее время наметилась тенденция переосмысления классических произведений оперного и киноискусства в хореографическом аспекте. Одним из ярких образцов нового балетного жанра стал балет «Зажгите красный фонарь», осмыслению которого посвящено настоящее исследование.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Анализ фольклорных нотных источников как метод трансформации современного исполнения казачьих песен
стр.73-79
Миронова Анастасия Владимировна
Статья посвящена проблеме анализа значимых аспектов нотных фольклорных источников, раскрывающих их музыкально-смысловую сущность для исполнителя казачьих песен. Особенности певческо-исполнительской модификации вокального произведения связаны с современным исполнительским прочтением казачьих народных песен при помощи музыковедческого анализа в целях раскрытия содержания первоисточника. Для популяризации вокального материала исполнитель привносит личное прочтение кубанских казачьих песен, используя таким образом обработанные, адаптированные нотные ресурсы народного эпоса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Репертуар С. Т. Рихтера: штрихи к творческому портрету
стр.80-86
Выдающийся музыкант-исполнитель, русский пианист ХХ в. Святослав Теофилович Рихтер достиг вершин мастерства игры на фортепиано благодаря виртуозной технике, выразительному интонированию, безупречному чувству стиля, глубине интерпретаций и обширному репертуару. Выбор произведений был обусловлен и личными предпочтениями пианиста, и глубиной содержания опусов, и желанием доставить эстетическое удовольствие публике красотой музыки. Целью работы стало выявление принципов отбора Рихтером концертного репертуара на основе анализа его высказываний о композиторах, эстетических предпочтений, списка произведений, концертных программ и звукозаписей. Рихтер стремится исполнять произведения глубокого содержания, в которых воплощаются важные для всего человечества идеи, передаются страстный темперамент и захватывающие эмоции. Горячий отклик в исполнительском искусстве Рихтера находили сочинения, сочетающие в себе искренность высказывания и простоту образов в духе откровений композиторов-романтиков.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Создание рабочей милиции в Выборгском районе и городской милиции в Спасском районе (Петроград, февраль — март 1917 г.)
стр.87-95
Шведова Валерия Владимировна
Царская полиция была разгромлена в ходе Февральской революции, после чего для поддержания порядка и защиты граждан была создана Петроградская городская милиция. В статье рассматривается процесс строительства рабочей милиции в Выборгском районе и городской милиции в Спасском районе.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Творчество Ма Сыцуна: поиски новой национальной музыки Китая
стр.96-106
Поворот к освоению западной музыкальной культуры с целью обновления музыкальной традиции Китая поставил перед деятелями музыкального искусства задачу создать новую национальную музыку с выраженным китайским характером путем органического синтеза двух музыкальных культур. Рецепция культурных форм другой, несходной цивилизации не только открывает широкие возможности обновления, но и предполагает глубокую переработку и усвоение воспринятого, ибо иные музыкальные формы несут коды иного мировоззрения. Композиторское творчество Ма Сыцуна, в котором сливаются два мощных потока — прекрасное владение музыкальными формами западной традиции и изучение народной музыки многочисленных этносов Китая — интересный объект для изучения внутренних механизмов присвоения и переработки воспринятых музыкальных форм западной культуры. В статье обсуждаются методологические подходы к изучению композиторского фольклоризма, отмечается, что музыковедческие методы анализа необходимо дополнить междисциплинарным подходом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
А. Г. Рубинштейн «Вавилонское столпотворение». Средства оперной драматургии
стр.107-111
До настоящего времени опера А. Г. Рубинштейна «Вавилонское столпотворение» (1869) не получила сколько-нибудь подробного обсуждения в музыкальной науке. Выводы проделанного в настоящей статье анализа сопоставлены с ключевыми положениями программного письма Рубинштейна (1882), посвященного характерным чертам жанра «духовной оперы». В основу проделанного анализа оперной драматургии «Вавилонского столпотворения» положены строение оперы в целом, работа с библейским сюжетом, конфликт главных героев и жанровый спектр их высказываний, значение хоровых сцен и номеров. Специфическая картинность сцен оперы формируется посредством взаимодействия главных героев и хоров разных персонажей — людей, ангелов и демонов, а музыкальная характеристика философски обобщенных главных героев — Немврода и Аврама, — образует отдельную конфликтную линию развития. Эти векторы позволяют выявить в опере сочетание лирико-драматических и эпических черт как особенности жанра духовной оперы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Гармонический ритм в музыке западноевропейского романтизма
стр.112-117
Александрова Елена Леоновна
Статья посвящена рассмотрению явлений, имеющих отношение к ритму гармонических смен в его соотношении с музыкальным формообразованием. Ракурс исследования — стилистический. В центре внимания автора — музыка западноевропейских композиторов XIX столетия. Е. Л. Александрова выявляет композиционные и драматургические закономерности проявления гармонического ритма в контексте индивидуализированного тематизма композиторов романтического направления.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Любовь, страдание и борьба за свободу: образ «новой женщины» в вокальном творчестве Не Эра
стр.118-124
. Статья посвящена проблеме образа «новой женщины» в вокальном творчестве китайского композитора Не Эра, основоположника китайской пролетарской музыки. Расцвет его творчества пришелся на 1930-е гг., когда в Китае развернулась масштабная антияпонская антиимпериалистическая борьба. Не Эр, будучи активным приверженцем идей национального спасения, претворил в массовых патриотических и лирических песнях национально-освободительные идеи и дух самоотверженной борьбы. Это касается и песен, посвященных судьбам китайских женщин. От простой крестьянки до образованной учительницы — женщины в песнях Не Эра, страдая от несправедливости и угнетения, тем не менее находят в себе силы бороться за свободу и светлое будущее. В статье приведен подробный анализ «Песни Мэй Нян» из пьесы Тянь Ханя «Песня молодости».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Деятельности региональных отделений «Союза художников России» в процессе формирования арт-пространства современной России
стр.125-132
Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении роли региональных отделений крупнейшего творческого объединения России «Союза художников России» в культурной жизни городов. Данные структуры, являясь частью большой организации, имеющей свои традиции, выстраивают оригинальные формы взаимодействия с культурным пространством городов и краев, а также обеспечивают авторам выход за его пределы. Членство в данных объединениях дает много возможностей для провинциальных авторов, так как они ориентированы на их поддержку и продвижение. Их деятельность ориентирована на сохранение имеющихся художественных и институциональных традиций и наряду с этим активное включение в современные арт-процессы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Проявление национальных традиций в произведениях Ли Юйцю
стр.133-139
Цун Чжан, Папенина Анастасия Николаевна
Ли Юйцю — один из самых влиятельных композиторов Китая. Его аккордеонное творчество основано на традиционной музыкальной культуре. Используя богатую национальную и фольклорную музыку в качестве творческого материала в сочетании с западными композиционными техниками, он осуществил смелые исследования в области гармонии, композиционной структуры и техники исполнения, чем наполнил работы ярким национальным стилем и современной атмосферой. Аккордеонные произведения Ли Юйцю охватывают широкий спектр жанров — сонаты, фуги, сюиты, сольные сочинения, концерты, ансамбли. Они представляют собой ценный материал для исследования пути национализации аккордеонной музыки в Поднебесной. В рамках статьи в качестве объекта исследования используются аккордеонные произведения Ли Юйцю, авторы анализируют национальные особенности в работах композитора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Роль балетных сцен в волшебной опере «Илья Богатырь» К. А. Кавоса и И. А. Крылова
стр.140-148
Статья посвящена опере «Илья Богатырь», созданной композитором К. А. Кавосом и драматургом И. А. Крыловым в русле предромантических тенденций, характерных для русского искусства начала XIX в. Спектакль отразил стремление авторов к созданию национального образца жанра волшебной оперы. Несомненным достоинством оперы «Илья Богатырь» стали разнообразные танцевальные сцены: комический балет богатырей; легкие танцы нимф и гениев, ориентированные на античные образы; характерные танцы в русском народном стиле; сказочные танцы злых духов и восточных дев. Все балетные сцены интегрируются в развитие действия, где в зависимости от контекста раскрываются их образно-драматургические функции. Такой подход к трактовке балетных сцен утверждает их в качестве специфического жанрового компонента русской оперы и во многом предвосхищает создание действенных танцевальных композиций в операх М. И. Глинки.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Роль певца-актера в системе постановочных принципов музыкального театра в 1930–1940-е годы (на примере первой постановки оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» 1946 г.)
стр.149-157
Иванова Надежда Сергеевна
я. В статье исследуется роль и значение певца-актера в системе постановочных принципов 1930–1940-е гг. В работе показаны изменения подходов работы над спектаклем, принятые в обозначенный период, и отражены основные принципы, принятые в работе артистами при подготовке роли. Проанализированы отзывы критиков 1940-х гг., выявлены подходы к анализу сценического материала и место, отведенное в статьях описанию певца-актера в спектакле. Исследование по выбранной теме проводится на основе постановки 1946 г. Малого оперного театра оперы С. С. Прокофьева «Война и мир».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Потенциал древнекитайской музыки для развития музыкального восприятия
стр.158-162
В статье высказывается мысль, что благодаря развитому музыкальному восприятию человек реагирует не только на эстетические, но и оздоравливающие свойства музыки. Для развития музыкального восприятия важен музыкальный материал. В качестве примера приводится древнекитайская традиционная камерная музыка — вокальная и для солирующих инструментов. Подчеркивается роль пентатоники, приоритет мелодики, специфичнских мелодических оборотов, монологического склада, исполнительских средств музыкальной выразительности, музыкального содержания определенной направленности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Камерный инструментальный ансамбль с участием фортепиано в творчестве китайских композиторов 1930–1970-х годов: аналитический обзор
стр.163-170
Произведения для камерного инструментального ансамбля с участием фортепиано создавались и создаются китайскими композиторами, начиная с начала 1930-х гг. К сегодняшнему дню они уже, можно сказать, образовали целый пласт национальной музыки, глубина и богатство которого не осознаются в полной мере не только на Западе, но даже в КНР. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных отдельным сочинениям, пока отсутствуют работы, рассматривающие весь ход развития жанра. В предлагаемой статье предпринята попытка проследить историю камерного инструментального ансамбля с участием фортепиано в творчестве китайских композиторов от истоков до периода «реформ и открытости».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Спор о stretto в фуге Баха
стр.171-178
Тайны композиторского мастерства, в частности техники контрапункта и канона, с ранних лет притягивали к себе внимание С. И. Танеева. Короткий, но емкий по содержанию рукописный текст композитора, представленный в статье, высвечивает одну из сторон этого интереса, связанного с поиском конструктивной основы — первоначального построения в полифонических произведениях И. С. Баха. Из подобных фрагментов вырастает контрапунктическая ткань, они же служат импульсом к созданию определенной полифонической формы. Найденный молодым Танеевым шестиголосный канон, объясняющий все стретты заглавной фуги “Wohltemperierten Claviers”, остался актуальным аргументом и для зрелого Танеева — ученого и композитора — в профессиональном споре с С. В. Смоленским
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Совет комиссаров Балтийского флота и его политические задачи в 1918 г.
стр.179-186
Леонов Евгений Александрович
В статье рассматривается деятельность Совета комиссаров Балтийского флота (СКБФ) в рамках политических задач, которые были ему поставлены при создании. В 1918 г. на Балтике не было полноценной централизованной идеологической работы, вплоть до февраля 1919 г., когда появились политотделы Балтийского флота. Поэтому в тот период эту задачу частично выполнял именно СКБФ. В статье описываются общие причины и условия создания СКБФ в контексте политической ситуации на Балтийском флоте весной 1918 г. Также анализируются цели и задачи, поставленные СКБФ в рамках политической работы с личным составом флота и результаты самой политической деятельности. В статье рассмотрен как уже ранее публиковавшийся, так и новый материал по рассматриваемому вопросу.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова