+
Вокальная лирика России конца XIX - начала XX столетия: исторический экскурс
стр.13-20
Абдуллина Галина Вадимовна, Сунь Сычень, Лукьянович О. В.
Вокальное творчество русских композиторов конца XIX - начала XX в. исследовано не до конца, однако в контексте современной эпохи обращение к музыкальной культуре прошлого весьма актуально. Рубеж XIX-XX столетий в культуре был переломный, формировались различные художественные направления, что отразилось на развитии вокального искусства. В творчестве композиторов переплетались различные художественные стили, жанр романса эволюционировал и развивался в двух направлениях - продолжение традиций и применение современных новаций. На формирование творчества музыкантов повлияли многие факторы - атмосфера эпохи, влияние поэтических направлений и музыкальное творчество предшественников. Вокальная лирика в творчестве А. К. Лядова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Н. К. Метнера, С. И. Танеева и других композиторов занимает весомое место. Известна лишь небольшая часть их песен и романсов, а между тем они обладают высокой художественной ценностью, интересны в отношении развития музыкальной ткани, соотношении вокального, поэтического и фортепианного текста. Цель статьи - рассмотреть процесс развития русской камерной вокальной лирики на рубеже XIX-XX вв., представить знаковые фигуры и основные стилистические ориентиры.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О некоторых ключевых аспектах творческой деятельности видных представителей «есиповской школы» Г. Шароева и А. Бирмак в контексте азербайджанской и узбекской фортепианной культуры
стр.21-27
Болотов Юрий Валентинович, Медведева Н. В.
Статья посвящена двум неординарным ученикам выдающегося отечественного пианиста и педагога А. Н. Есиповой - Г. Г. Шароеву и А. В. Бирмак. Автором статьи предпринята попытка показать непреходящую ценность есиповского творческого наследия на примере деятельности этих двух ярких музыкантов (в Азербайджане и в Узбекистане). Своими исполнительскими и педагогическими достижениями они, как представляется, подтвердили жизнеспособность традиций своего выдающегося наставника.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Голос совести и истинного разума»: к истории всероссийской студенческой забастовки 1899 года
стр.28-38
Акимова Татьяна Ивановна, Николаев А. Б.
В статье изучаются мотивы и нравственная оценка студентами событий, происходивших в ходе студенческой забастовки Санкт-Петербургского практического технологического института и других технических вузов. Показано, что основным мотивом, определявшим поведение студентов, было восстановление «справедливости» и «нравственности» в отношениях между властью и обществом. Поведение студентов определялось ценностями, сформированными русским обществом в процессе реформ 1860-1870 гг. В нем отразилась также специфика возрастного развития; обостренное чувство справедливости, желания проявить себя в общественно-значимом деле, бескомпромиссность. Окончание забастовки в разных технических вузах стало следствием разного уровня доверия между студентами и старшим поколением.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Камерная вокальная музыка Р. М. Глиэра: анализ поэтического текста избранных произведений
стр.39-44
Серебряный век - особый период в русской культуре, послуживший началом многим изменениям и преобразованиям. Так как все сферы искусства в целом взаимосвязаны, можно отметить влияние новых художественных течений, сформировавшихся в тот период, на музыку эпохи. Композитор Р. М. Глиэр в своем творчестве умело сочетал богатые традиции прошлого с новыми тенденциями, вошедшими в культурную жизнь страны в начале XX в. В статье даны аналитические обзоры некоторых произведений Р. М. Глиэра, касающиеся поэтических и музыкальных текстов, а также даны практические рекомендации начинающим исполнителям камерной вокальной музыки.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Музыкально-театральные связи русского и саксонско-польского дворов в начале правления Анны Иоанновны
стр.45-49
Черниговский Михаил Максимович, Никитенко О. Б.
В статье изучается роль музыкально-театральных связей русского и саксонско-польского дворов в формировании межгосударственных отношений Российской империи с Европой на начальном этапе правления Анны Иоанновны. Автор приходит к выводу, что музыкально-театральные связи России и Европы применялись императрицей в качестве инструмента внешней политики. В рассматриваемый период межгосударственные связи в этой области позволили создать благоприятные условия для развития русско-европейских дипломатических связей и изменить представления о России за рубежом, что представляло собой актуальную внешнеполитическую задачу в контексте процесса легитимации западноевропейским истеблишментом императорского титула российских правителей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Жанровые особенности фортепианных ансамблей современных китайских композиторов
стр.50-54
В статье рассматривается специфика фортепианных ансамблей современных китайских композиторов с позиции жанра. Уточнены основные категории фортепианных ансамблей в творчестве современных китайских композиторов. Обозначена и охарактеризована множественность композиторских подходов в воплощении синтеза национального стиля и традиций западноевропейской музыки (на примере ансамблей для двух фортепиано «Пекинский стиль» Лю Дин и «Песня из четырех сезонов» Су Тин).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Роль ударных инструментов в пятнадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича
стр.55-61
Ли Цзычу, Никитенко О. Б.
В статье предпринята попытка осмысления скрытой программности Пятнадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича, ключом к которой является трактовка композитором инструментов ударной группы. Для этого рассматривается широкий круг мнений различных музыковедов по поводу намерений композитора и анализируется партитура симфонии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Интерпретации пьес У. Шекспира в петербургских драматических театрах в начале XXI века. К вопросу о тенденции к перформативности в искусстве сценографии
стр.62-68
Гринина Елена Николаевна, Абдуллина Г. В.
В статье рассматриваются особенности визуализации творческих идей российскими режиссерами при обращении к шекспировским постановкам в первые десятилетия XXI в. В спектаклях драматических театров Санкт-Петербурга в этот период прослеживаются преемственность художественных методов и в то же время цикличность их развития. Благодаря художественной режиссуре и искусству сценографии изменяется жанровая природа представлений, наблюдается тенденция к перформативности, в том числе через усиление вербального общения со зрителями как в прямом, так и в косвенном выражении. Сценография продолжает развиваться, демонстрируя свою многогранность, в том числе благодаря творческим поискам художников на петербургской сцене.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Изучение архитектурного памятника в свете научных изысканий XIX-XXI веков (К. И. Росси. Михайловский дворец, 1819-1825 гг.)
стр.69-73
Панова Марина Шотовна, Сапанжа О. С.
Материал статьи подготовлен в соответствии с искусствоведческими изысканиями авторов, разрабатывающих проблему изучения архитектурного памятника как объекта художественно-изобразительного искусства. Общее внимание уделено структуре планировочного решения, внешнему виду, взаимосвязи с ландшафтной средой, интерьерным и декоративным вариантам оформления внутренних покоев хозяев дворца, а также эволюции художественных предложений на протяжении перевода дворца в музей. Исторический интерьер в процессе музейной реконструкции и экспонирования представлен на примере Михайловского дворца, архитектор К. И. Росси, автор перестройки В. Т. Свиньин. В статье впервые в искусствоведческой эпистемологии соединены два научных направления: искусствознание (изучение архитектурного объекта) и науковедение (научная критика).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Преломление элементов китайской философии в фортепианной музыке Сунь Ицяна
стр.74-78
Сунь Ицян - знаменитый китайский композитор XX в. и яркий представитель самобытной китайской фортепианной школы. Во многом благодаря ему фортепианная музыка в Китае обрела узнаваемость и отличительные черты. Композитор использовал новаторские техники, сочетая западные и китайские музыкальные элементы, фольклорные и современные мелодии. Каждая композиция Суня уникальна и имеет неоспоримую художественную ценность. Несмотря на западное происхождение инструмента, на котором творил музыкант, он сумел провести тонкой линией традиционную конфуцианскую философию и современную китайскую эстетику сквозь свои произведения, тем самым создав свой неповторимый творческий стиль.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Времена года» в китайской интерпретации: вокальный цикл Чжэн Цюйфэна «Сезоны Родины»
стр.79-88
Чжан Цяньвэй, Верба Н. И.
В статье представлен вокальный цикл Чжэн Цюйфэна на стихи Цюй Цуна «Сезоны Родины». Произведение стало символом времени перехода к обновлению жизни после периода застоя. Составляющие его четыре масштабных вокальных полотна посвящены четырем временам года, аллегорически соответствующим лирическим переживаниям значимых событий в жизни страны. Композитор углубил аллегорию круговорота природы и состояния Китая в разные периоды, сосредоточив в «Сезонах Родины» самые яркие краски китайского вокального искусства, отразив богатство национальных традиций. Тема Родины освобождается от оков идеологизированности «культурной революции» и возвращается к своим подлинным истокам, какие существовали в народном сознании, благодаря глубине художественных образов «Сезонов». В вокальном цикле композитору удалось подвести итоги пройденного китайской вокальной музыкой пути до периода окончания «культурной революции» и стать отправной точкой для начала новой эпохи в развитии национальной песенной культуры.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Китайский баритон: художественная практика и стиль пения Вэнь Кэчжэна
стр.89-94
Статья посвящена творчеству выдающегося китайского баритона Вэнь Кэчжэна. Автором статьи рассматривается творческий путь композитора, анализируются художественная практика и стиль пения на примере интерпретации русского романса А. Рубинштейна «Клубится волною» (из цикла «Персидские песни»). Автор отмечает, что пекинский баритон Вэнь Кэчжэн - певец высокого профессионального уровня, который одинаково убедителен и в национальном китайском, и в европейском репертуаре. Исполнитель отличается масштабом дарования, красотой и полнотой голоса, глубиной трактовок, что позволило критикам сравнивать его с Ф. Шаляпиным. В репертуаре Вэнь Кэчжэна немало сочинений русских композиторов, и его интерпретация является ярким примером камерно-вокального исполнительского искусства XX в.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Влияние государства и общества на монументальное искусство Китая (на примере панорамного полотна «Сражение при Чиби»)
стр.95-105
Шань Цзинюй, Подольская К. С.
В данной статье проводится анализ китайской панорамной живописи как отдельной разновидности монументально-декоративного искусства, главным объектом исследования выступает военно-историческое полотно «Сражение при Чиби». В работе детально рассматриваются положение панорамной живописи в Китае, тенденции и основные проблемы ее развития. Автор уделяет особое внимание роли панорамных картин в концепции публичного искусства, а также вопросам влияния эпохи, общественной мысли, экономических и культурных факторов на процесс создания и экспонирования панорам в Китае.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Историко-революционный жанр в изобразительном искусстве Красноярского края
стр.106-114
Коперсак Елена Васильевна, Сапанжа О. С.
Конец XIX - начало ХХ в. в русской исторической живописи ознаменовано появлением темы революционной борьбы пролетариата. Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, победа социалистического реализма определили становление советского историко-революционого жанра. За годы существования советской власти красноярскими художниками было создано немало произведений, посвященных таким важнейшим событиям эпохи, как Октябрьская революция и Гражданская война. Цель данной статьи - представить становление и развитие историко-революционного жанра в изобразительном искусстве Красноярского края. Автор обращается к уникальному творческому опыту красноярскойживописи первой половины ХХ в., заложившему основы регионального искусства последующих периодов. В научный оборот вводится практически неисследованный ранее материал, вошедший в коллекции сибирских музеев. На результатах проведенного искусствоведческого анализа произведений красноярских живописцев автор впервые характеризует эволюцию образно-стилевых течений и многообразие их проявлений в создании историко-революционной картины, выявляет основные тенденции историко-революционнойживописи края. Ванализе произведений учтен контекст не только исторического времени их создания, но и советского искусства в целом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Рефлексия и адаптация в искусстве современных художников России и Китая образов и технологий традиционной культуры кочевых народов
стр.115-121
Чжан Ин, Подольская К. С.
Искусство кочевых народов - это не только древность и Средневековье. Оно продолжает развиваться силами их представителей - современных художников. Этот процесс происходит как в Китае, так и в России среди этносов, которые некогда имели тесные культурные связи. В рамках живописных полотен, рисунков, скульптур, а также инсталляций и перформансов художники в обеих странах ищут пути развития и обновления художественного языка традиционного искусства, используя пластику, символику, орнаментики и ключевые эпосы как визуальные маркеры разговора об актуальных проблемах кочевых народов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Традиционная культура и новейшие тенденции в творчестве современных художников России и Китая
стр.122-127
По мере развития мирового сообщества, удобства связи и коммуникации процесс получения информации становится все более доступным. Столкновение культур разных стран, их взаимодействие и взаимопроникновение приводят к расширению границ мировоззрения художников. Они создают сочетания уже известных им объектов и явлений, привносят в свои произведения новые идеи, поэтому можно утверждать, что творчество современных художников также развивается в направлении диверсификации. Многие художники стремятся объединить в своих работах традиционную культуру своей страны с иностранной. Данная статья посвящена анализу современных художников России и Китая, исследованию традиционной культуры и современных тенденций развития.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Историческая эволюция древнекитайской живописи на свитках
стр.128-135
Вертикальный свиток чжоу и горизонтальный свиток цюань - это традиционные и весьма древние типы оформления произведений китайской каллиграфии и живописи, подразумевающие их хранение в свернутом виде. Настоящая статья посвящена процессу исторической эволюции свитка как основной формы бытования живописного искусства с момента зарождения до настоящего времени. Цель работы состоит в выявлении основных особенностей свитка, а также закономерностей и тенденций его развития.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Музыкальные элементы в китайской традиции уличных представлений
стр.136-143
В статье рассматриваются традиции музыкально-театрализованных представлений в Китае, с особенной яркостью проявляющиеся в празднованиях Нового года. В ряду устойчивых средств создания праздничной атмосферы уличного новогоднего представления музыка занимает особое место, однако осмысление музыкальных элементов праздника возможно лишь в контексте всех его художественных составляющих. К анализу исторических, социокультурных, эстетических аспектов китайского уличного театра привлекаются декоративно-прикладные и музыкальные источники. Подчеркивается приверженность традициям в реализации ритуальной основы, формы, структуры, жанровых элементов, инструментальных средств музыкально-театрализованного праздничного уличного представления в китайской культуре.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Фортепианное композиторское творчество в контексте музыкальной культуры Норвегии конца XIХ - начала ХХ века
стр.144-151
Ян Цзунье, Смирнова М. В.
Целью статьи стало лапидарное рассмотрение фортепианного творчества некоторых норвежских композиторов конца XIХ - начала ХХ в., в том числе малоизвестных. Музыкальные деятели данного периода, в чьих произведениях национальные особенности сочетались с новыми для того времени элементами музыкального языка, способствовали популяризации художественной культуры страны за ее пределами. Актуальность исследования состоит в том, что в данной работе впервые анализируется цикл малоизвестного композитора А. Хурума под названием «Готические поэмы-картины для фортепиано», ор. 17. Автор впервые представляет широкому кругу читателей особенности его фортепианного письма. Это позволяет обогатить и расширить существующие представления о преобразованиях, происходивших в норвежской культуре в указанный временной период и создать предпосылки для дальнейшего исследования в этом направлении.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Художественная значимость музыки Э. Грига для современной китайской культуры
стр.152-156
Шэнь Лянькан, Скафтымова Л. А.
Вокальное наследие норвежского композитора Э. Грига отражает в себе уникальный союз музыкального фольклора и композиторского творчества. В данной статье рассматривается вокальная музыка Э. Грига с позиции необходимости ее популяризации в Китае. Подчеркивается актуальность освоения романсов и песен Э. Грига с целью обеспечения дальнейшего роста китайской вокальной культуры посредством интеграции национальных и западноевропейских традиций. Это вносит вклад в решение такого важного для Китая вопроса, как взаимодействие «старого» и «нового», «западного» и «традиционного» в музыкальной культуре. Тематика романсов и песен Грига способствует осмыслению места и роли человека в мироздании. Эта философско-мировоззренческая позиция, безусловно, созвучна китайскому национальному мышлению.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Специфика художественного образа в печатной туристической рекламе СССР (на материале плакатов «Интуриста» 1930-х годов)
стр.157-162
В первой половине 1920-х гг. курс внешней политики Советского Союза был взят на выход из международной изоляции. Победить экономический упадок, находясь в кольце внешнеполитической блокады, не представлялось возможным. Столкнувшись с необходимостью привлечения внешнего финансирования для восстановления народного хозяйства, правительство создает ГАО «Интурист». С 1929 г. и до начала Второй мировой войны общество успело привлечь в СССР десятки тысяч граждан США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и других стран. Одним из эффективных рекламных инструментов продвижения имиджа страны оказался плакат. В статье рассмотрен художественный образ в тематических плакатах «Интуриста» с учетом его изобразительных и выразительных составляющих в аспекте формирования имиджа страны и положительного образа ее народа.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Определение провенанса картины как инструмент атрибуции
стр.163-170
Статья посвящена проблеме выбора методов атрибуции живописных произведений, главное место среди которых традиционно занимают стилистический искусствоведческий анализ и различные технико-технологические исследования. Однако отправной точкой изучения памятника зачастую становится определение происхождения и истории владения живописного произведения. Цель исследования - на имеющихся примерах показать широкие возможности использования в атрибуционной деятельности архивных материалов, раскрывающих провенанс картины. В статье представлены результаты собственной атрибуционной практики автора. Приведенные примеры атрибуций, выполненных на основе определения провенанса, подтверждают действенность данного метода как в совокупности с другими исследованиями, так и самостоятельного инструмента атрибуции и обуславливают целесообразность его широкого применения на практике.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Влияние приемов современной китайской живописи гохуа на развитие живописи в смешанной технике в Китае
стр.171-177
Современная китайская живопись развивается в двух направлениях - традиционная живопись тушью (гохуа) и живопись маслом. В настоящее время между ними происходит активный взаимообмен не только за счет средств художественного выражения и образной системы, но и на уровне приемов и техник исполнения произведений. В настоящей статье анализируется то, как художники КНР применяют приемы гохуа в создании картин, что отражает актуальный для китайского искусствоведения вопрос о роли такого искусства в становлении феномена национальной китайской живописи начала XXI в.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Художественные характеристики китайского кукольного театра для детей
стр.178-186
Детская разновидность кукольных представлений в современном Китае рассматривается как один из этапов развития кукольного театра страны и носитель древних традиций этого искусства. На представления с марионетками для детей в Новом Китае оказывают большое влияние западные тенденции, которые помогают насыщать действо новыми эстетическими элементами, исполнительскими приемами при сохранении реалистической формы и традиционного отношения к замыслу сюжета.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Историческая мебель Китая и Японии и ее реминисценции в европейском мебельном искусстве XVIII - начала XX века. Историографический обзор
стр.187-195
Бровко Екатерина Михайловна, Сапанжа О. С.
В статье приведен историографический обзор по теме «Историческая мебель Китая и Японии и ее реминисценции в европейском мебельном искусстве XVIII - начала XX века», который показывает, что стиль шинуазри и стили экспортных предметов декоративно-прикладного искусства, в частности мебели, из Китая и Японии ошибочно считать имитационными стилями, их можно рассматривать как полноценные декоративные стили.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова