+
Радистка 14-й стрелковой дивизии «тарана и прорывов» Ш. А. Кусанова: страницы биографии и фронтовой жизни
стр.13-19
Мажитова Ж.С., Омарова Б.К.
На материалах архива города Нур-Султан раскрываются фронтовая, научная и общественная деятельность радистки 14-й стрелковой гвардейской дивизии Шагилы Акимбаевны Кусановой (1923-2019). Освещается героический путь Ш. Кусановой от Крыма до Германии в годы Великой Отечественной войны, жизненный путь доктора исторических наук, профессора, чья трудовая деятельность была связана с системой высшего образования республики.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Второй фортепианный концерт Адольфа Виклунда: между оригинальным стилем и эклектикой
стр.20-27
В статье многостороннему анализу подвергается Второй концерт для фортепиано с оркестром шведского композитора А. Виклунда. В этом незаслуженно забытом на сегодняшний день произведении сочетаются стилевые элементы, далекие и даже разнородные в своем генезисе. Органичность данного синтеза определяется уникальным концепционным решением концерта, в первую очередь определяющим его своеобразный общий облик.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Образная система оригами: трансформация символических значений
стр.28-37
Сердюк О.Б., Мусат Р.П., Анчуков С В.
В статье рассматриваются истоки формирования образной символики в японском искусстве оригами. Пластические образы оригами анализируются в контексте содержания традиций, сложившихся в самобытной культуре Японии и под влиянием межкультурных контактов. Определено, что многообразие форм в оригами создается и трансформируется в соответствии с образно-символическим содержанием, связанным с мировоззренческим основанием, с мифологическими и религиозными воззрениями: синтоизмом и дзен-буддизмом, с восточными культурами. Представляются базовые принципы формообразования оригами с учетом изменений пластики листа. В результате исследования обобщаются основные тенденции и перспективы в развитии искусства оригами. Определено, что технические приемы оригами через века получают новую трактовку в современных авторских работах: декоративной пластике, дизайне, архитектуре, компьютерном варианте, преимущественно с утратой сакрального содержания и ориентирами на внешнюю привлекательность.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Поздний период творческой биографии П. Ф. Юона сквозь призму эпистолярного наследия композитора (к 80-летию со дня смерти)
стр.38-46
В центре внимания настоящей статьи - творческая биография русско-швейцарского композитора Павла Федоровича Юона (1872- 1940). Объектом исследования стало эпистолярное наследие композитора, впервые представленное отечественным музыкантам и исследователям. На материале писем, хранящихся в архивном отделе Университетской кантональной библиотеки г. Лозанны (Швейцария), и данных в переводе автора статьи выявлены основные художественно-эстетические идеи, важные для зрелого и позднего периодов жизненного пути композитора в историкокультурном контексте первой половины ХХ в. Детальный анализ переписки с немецким музыкантом Гансом Шмэн-Пти позволил дополнить портрет П. Ф. Юона характеристиками некоторых его личностных качеств, спецификой существовавших профессиональных контактов композитора и особенностями его мироощущения в последние годы жизни.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Своеобразие трактовки Страстного сюжета при обращении композитора к текстам разных Евангелий (на примере творчества Дж. Макмиллана, Т. Кверно и К. М. Карлсена)
стр.47-55
Многие современные композиторы на протяжении своего творческого пути неоднократно обращаются к жанру пассиона. Так образуются своего рода «циклы», которые объединяют несколько «Страстей», основанных на тексте различных Евангелий. Зачастую автор, создавая несколько пассионов, ставит перед собой художественную задачу максимально разнообразить эти произведения с точки зрения стиля и композиционной структуры. В данной работе рассмотрена специфика подобных «страстных циклов» в творчестве Дж. Макмиллана, Т. Кверно и К. М. Карлсена. В результате были сформулированы общие выводы о причинах, обусловливающих разнообразие трактовки сюжета при неоднократном обращении современных авторов к жанру пассиона.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Специфика реконструкции ритуала в современном польском антропологическом театре
стр.56-64
Степанова П.М., Никитенко О. Б.
Философия и практика театральной антропологии польского режиссера экспериментатора Ежи Гротовского в 1970-1990 гг. заложила основы сложного культурного явления современного польского искусства - антропологического театра. Основным методом работы театральных коллективов является реконструкция ритуально-театральных форм разных эпох и культур. На примере работ Школы театра Венгайты конца ХХ - начала XXI в. в статье выявлены уникальные приемы практик реконструкции структуры ритуалов, опирающихся на свободную интерпретацию символической и ценностной составляющих действа, но создающих новую модель коммуникации исполнителя и зрителя в современном театре, базирующуюся на этапах соучастия в ритуальном процессе.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Реалии жизни в гравюрах О. И. Гречкина
стр.65-72
Статья посвящена творчеству современного петербургского художника-графика Олега Ивановича Гречкина: анализу художественных особенностей его гравюр, интерпретации событий общественной жизни в создаваемых им образах в произведениях книжной и станковой графики.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Роль скрипичного репертуара в развитии современного концертного исполнительства на китайском струнно-смычковом инструменте эр
стр.73-84
До начала XX в. традиционный китайский инструмент эрху выступал в составе различных инструментальных ансамблей. Под влиянием западной музыкальной теории и практики европейского скрипичного исполнительства эрху стал использоваться в качестве сольного концертного инструмента. Это повлекло за собой развитие исполнительских техник и потребовало изменений в конструкции инструмента и в его репертуаре. Китайские композиторы и исполнители десятилетиями формировали репертуарный свод для солирующего эрху, стремясь приблизить его к лучшим образцам мирового инструментального искусства. В настоящей статье исследуется роль, которую в развитии современной концертной практики эрху сыграло широкое распространение с конца XX в. переложений шедевров скрипичного репертуара . Активное внедрение аранжировок скрипичных произведений, среди которых наиболее востребованными оказались виртуозные пьесы, оказало огромное влияние на совершенствование исполнительского мастерства и внесло определенные изменения в социальный статус музыкантов-исполнителей на эрху.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Проявление концепта “Weltschmerz” в главной партии Первой части фортепианной сонаты № 4 К. М. Вебера
стр.85-92
Бабухина Е.В., Лукьянович О. В.
Статья посвящена музыкальной семантике главной темы фортепианной сонаты № 4 К. М. Вебера. Автор соотносит тему с концептом немецкой культуры “Weltschmerz”. Данная тема как символ тоски и скорби человеческой души явилась выражением эсхатологического мироощущения XIX в.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Анализ исполнительских проблем в вариациях на тему Корелли op. 42 d-moll С. В. Рахманинова
стр.93-100
Данная статья посвящена исполнительскому разбору вариационного цикла одного из самых выдающихся композиторов конца XIX - начала XX в. С. В. Рахманинова. Опираясь на свой опыт, автор статьи дает ряд рекомендаций для изучения различных технически трудных отрывков произведения, а также рассматривает образную сферу отдельно каждой вариации. Настоящая работа рассчитана на музыкантов-профессионалов, а также может быть полезна педагогам при изучении их учащимися сочинений подобного жанра в классе специального инструмента
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Глаголы характеризованной речевой деятельности в русской разговорной речи
стр.101-108
Сидорова Е.Ю., Шубина Н. Л.
В статье описаны коллоквиальные глаголы характеризованной речевой деятельности. Научная новизна работы заключается в идеографическом подходе к изучению лексики разговорной речи и отборе новых разговорных единиц, не вошедших в словари. Представлен комплексный анализ разговорных лексем, выделены их основные семантические компоненты, описаны действие метафорического переноса при образовании коллоквиального значения и сопутствующие изменения грамматических свойств глагола. Группа русских коллоквиальных глаголов, характеризующих речевую деятельность, достаточно многочисленна и, следовательно, представляет одну из коммуникативно значимых областей разговорной речи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Жертвование голов животных в обрядовой практике коренных народов Севера
стр.109-115
Решая вопрос о целесообразности распространенной в традиционной культуре коренных народов Севера практики отделения и хранения голов животных, автор сопоставляет интерпретации тех исследователей, которые полагают, что отсеченные головы являются объектом поклонения, и тех, которые утверждают, что такие головы сами являются приносимой духам жертвой. В статье указывается, что отсеченная с ритуальными целями голова почитается представителями коренных народов Севера как материальная собственность духа-реципиента. Жертвоприношение понимается носителями традиций не как некий прием, помогающий выразить свое почитание по отношению к духу, а как способ поглощения духом жертвы или обретение возможности доминирования над нею. Практическая целесообразность собирания голов и совершения обрядов перед ними определяется тем обстоятельством, что принесение жертвы духам способно, по мнению отправителей обрядов, обеспечить их благосостояние.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Жанрово-стилистические особенности оперы Томаса Августина Арна «Любовь в деревне»
стр.116-129
Статья посвящена опере-пастиччо «Любовь в деревне» (1762), созданной английским композитором Томасом Августином Арном. Музыкальный материал оперы скомпонован Арном из произведений 15 композиторов и собственных сочинений. В оригинальном материале Арна итальянская оперная стилистика сочетается с английской песенностью. Отмечаются просветительские и сентименталистские мотивы в сюжетной основе, раскрывающей различные стороны матримониальной темы, связанной с темой социального неравенства. В жанровом отношении «Любовь в деревне» содержит признаки балладной оперы, оперы-buffa и пасторали.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Искусство древней китайской флейты ди как актуальный пласт культуры
стр.130-137
В статье рассмотрена бамбуковая флейта ди, символ национальной флейтовой культуры Китая. Сегодня исполнительство на китайской бамбуковой флейте вносит яркую ноту в музыку духовых инструментов всего мира: на флейте ди зазвучала музыка Моцарта, Глюка, Вивальди; она по-прежнему сохраняет наследие древней китайской музыки. Автор кратко очерчивает исторический путь инструмента, его модификации и исполнительские функции. Представлена жанровая панорама флейты ди в традиционной музыке - от скромного участия в аккомпанементе китайской драмы до выхода в группу инструментов-солистов с богатым ресурсом технических и выразительных возможностей. Показан путь развития инструмента в ХХ в.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Камерно-инструментальная музыка Китая на рубеже XX-XXI веков в контексте диалога традиций Востока и Запада
стр.138-147
Статья посвящена камерно-инструментальной музыке современных китайских композиторов. Основные тенденции в развитии камерно-инструментальных жанров последних десятилетий рассмотрены в контексте связей с европейской и русской музыкой рассматриваемого периода. Отмечаются характерные черты музыкального языка, необычные инструментальные составы, устанавливаются особенности преломления в современной камерной музыке национальных традиций и их влияние на форму, гармонический язык и мелодику произведений. Впервые представлены камерноинструментальные сочинения известного китайского мастера камерно-инструментальной музыки Ван Силиня и его дочери - оригинального композитора Ван Ин.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Портреты китайских императоров в творчестве Дж. Кастильоне
стр.148-157
В статье рассматриваются художественная деятельность итальянского художника Джузеппе Кастильоне и его великий вклад в развитие традиционной китайской портретной живописи. Представлены его основные работы и их классификация в период династии Цин.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Саксофон в эпоху тоталитаризма. Искусство и идеология
стр.158-164
Целью автора данной работы являются обобщение, структурирование, систематизация и углубленный анализ историкофактологического материала, связанного с воздействием и влиянием идеологии тоталитарного государства на немецкую и советскую исполнительскую школы игры на саксофоне. Актуальность исследования состоит в том, что данная отрасль искусствоведения недостаточно разработана и приведенные в статье источники по данному вопросу заполняют этот пробел.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Психоакустический резонанс русского темброинтонирования: сакральное пространство
стр.165-170
Музыкальная психоакустика - смежная область акустики и психологии, изучающая восприятие музыкальных звуков посредством органов чувств (слуха) и влияние их на психику и поведение человека. В статье обосновываются физические константы звука, именуемые резонансами, которые при определенных акустических условиях способны влиять на сознание субъекта или целой социальной группы. Эти резонансы имеют не стихийно воспроизводимые импульсы, а логически завершенную концепцию, преднамеренно сформированную в мышлении личности и (или) общины. Для человека традиционной культуры звук созерцается с точки зрения «живой» энергии, через которую индивид может получить общение с Абсолютом. Сакральность этого контакта заключается в конкретной обрядовой ритуальности звуковоспроизведения, а аутентичные натуральные качества резонансов усиливают психологическое воздействие на подсознание.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Архитектурно-пространственное устройство уездных городов Вятской губернии (на примере Сарапула и Малмыжа)
стр.171-183
Гильдина Т.А., Курочкин М.В.
Статья посвящена особенностям архитектурной и планировочной организации двух уездных городов Вятской губернии конца XVIII - начала XX в., Сарапула и Малмыжа. Представлен краткий анализ источников по выделенной теме, выявлены основные факторы формирования и развития уездных городов и определены отличительные особенности архитектурно-пространственного устройства каждого города. Научная новизна работы заключается в том, что введены в научный оборот ранее не публиковавшиеся архивные планы городов, которые позволяют подробно рассмотреть процесс их застройки. В качестве вывода авторами выделены факторы формирования архитектурнопространственного устройства городов и обозначена необходимость комплексного исследования архитектурного наследия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Ф. Мендельсон. Фортепианные квартеты
стр.184-201
Статья посвящена анализу одного из жанров камерно-инструментальной музыки и его преломлению в творчестве выдающегося представителя немецкого романтизма Феликса Мендельсона-Бартольди. С одной стороны, фортепианные квартеты продолжают традиции классицизма, с другой же - вводят образно-стилистические элементы, отличающие искусство романтизма. Новизна проявляется в интонационном содержании сочинений, трактовке формы, в создании специфической ансамблевой фактуры. Фортепианные квартеты Мендельсона сыграли большую роль в дальнейшем развитии жанра.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Проблемы типологии камерно-вокальных жанров в современной китайской музыке
стр.202-207
Статья посвящена вопросам типологии жанров камерновокальной музыки Китая последних десятилетий. Отмечается широкое распространение песенно-романсовых жанров в творчестве современных композиторов, выясняются различия между художественной песней, жанром цы (стихи, исполняемые нараспев), школьной песней, ариями из китайской драмы и другими разновидностями вокальных жанров. На отдельных примерах устанавливаются особенности синтеза элементов европейской музыки с традиционными приемами исполнения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Вокальный сборник Лу Цзай-и «Я люблю эту землю»
стр.208-215
Статья посвящена шедевру китайской камерно-вокальной лирики рубежа XX-XXI вв. - сборнику песен Лу Цзай-и, расцвет творчества которого совпал с эпохой открытости. Свое творение композитор назвал «Я люблю эту землю - Сборник художественных песен Лу Цзай-и». Семь песен сборника сочинялись на протяжении 20 лет и стали итогом творческих поисков и размышлений автора о существе китайской художественной песни. Первые впечатления о песнях сборника рождали у слушателей ассоциации с западным стилем речитативного пения, с воплощением романтического образного строя. Но со временем в песнях проступила глубина отражения национального духа в подходе к единству пения - поэзии - фортепианной звукописи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Академическое вокальное искусство в современной культуре
стр.216-221
В статье анализируются особенности развития вокального искусства в контексте современной музыкальной культуры. Процессы смешения жанров и стилей, происходящие сегодня, оказывают влияние на формирование различных вокальных манер. Новые технические средства, вовлекаемые в сферу вокального исполнительства, изменяют требования к певческому звукоизвлечению, влияют на традиционные представления о мастерстве вокалиста. Однако академическая постановка голоса, раскрывающая его естественную природу, выразительные возможности и совершенство звучания кантилены, сохраняет значение эталона певческого искусства. Освещение вопросов академической вокальной школы в музыковедческой литературе высвечивает проблемы и перспективы классического вокального творчества в условиях массового искусства.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Китайская художественная традиция, отраженная в современной вокально-инструментальной музыке, на примере песни «Весенняя река, цветущая лунная ночь»
стр.222-233
В статье показываются бытование народной китайской песни «Весенняя река, цветущая лунная ночь» (рис.1) на протяжении многих веков, ее тесная взаимосвязь с традиционной и философской культурой Китая, с поэтическим текстом. Эта песня вобрала в себя «музыкальный культурный код» нации. Не нарушая традиционных основ, современное мышление китайских композиторов показало возможность адаптации традиционного музыкального материала к его дальнейшему развитию с учетом гармонических достижений европейской музыки XX в. Все это позволяет поставить аранжировку песни «Весенняя река, цветущая лунная ночь» современным композитором Сюй Цзинсинем в ряд достижений китайской музыкальной науки и практики. В статье впервые представлена данная тема на русском языке, в этом состоит ее научная новизна.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О ценности содержания жанрово-стилевых представлений «детской музыки»
стр.234-241
Исупова Т.С., Сакаева Е.Г.
На рубеже XX-XXI в музыкальную практику учреждений дополнительного образования прочно вошли миниатюры современных композиторов. Столь огромная притягательность нового детского репертуара обусловлена их дидактической направленностью, где помимо многоликости художественно-образной сферы и арсенала исполнительских средств активно привлекается многообразная палитра жанрово-стилевых интенций. Сопряжение результатов опытно-экспериментального исследования Л. П. Новицкой и данных медико-социальной реабилитации в неврологии свидетельствуют о важности содержания формирующихся у юного музыканта жанрово-стилевых представлений, поскольку именно обусловленный художественно-эстетической образностью жанрово-стилевой тезаурус личности способствует раскрытию и дальнейшему развитию ее эмоционального потенциала.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Мгновения пекинской оперы» Чэнь Цигана в контексте современного фортепианного искусства
стр.242-250
В статье представлен опыт осмысления произведения для фортепиано «Мгновения пекинской оперы» Чэнь Цигана, которое прочно входит в концертный и педагогический репертуар пианистов Китая, США, Европы. В музыкально-стилистическом плане это сочинение одно из ярких, демонстрирующих точки соприкосновения национальных черт и западноевропейского музыкального мышления. Рассматриваются общая композиция и выразительные средства произведения, в котором использованы элементы пекинской оперы. В определенные фрагменты сочинения композитор «вводит» элементы скерцо, этюда, токкаты, что проявляется в специфических чертах данных жанров - ударности, виртуозных технических приемах, широких интервальных скачках, октавных перебоях, синкопировании.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Музыкально-драматургическое решение образа русского царя в опере А. Петрова «Петр Первый»
стр.251-260
Статья посвящена рассмотрению особенностей музыкально-драматургического решения образа Петра Первого в одноименной опере Андрея Петрова. Прослеживаются предпосылки создания оперы, особенности культурных, музыкальных тенденций 1970-х гг. Отмечается актуальность вывода на оперную сцену такой крупной исторической личности, как Петр Первый, в качестве главного героя. Основное внимание в работе автор сосредоточивает на анализе музыкальной характеристики сложной и многоплановой личности царя. В процессе анализа автор приходит к выводу, что в опере нет ни одной детали, которая не играла бы роли для отображения личности молодого Петра. Обосновывается мысль о том, что русский царь в опере А. Петрова предстает перед слушателями реальным живым человеком, уникальной личностью, а не застывшей исторической фигурой.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Шрифт как средство визуализации вербальной информации
стр.261-266
В статье рассматриваются вопросы, посвященные графической форме существования языка, выраженной в шрифтовом начертании. Шрифтовой знак - буква - интересен как объект дизайна и как объект визуального искусства. Изучение его значения в визуальной системе коммуникаций определяет актуальность темы. Также в работе анализируется значимость изучения связи зрительного образа и его восприятия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова