Университетский научный журнал
2020. — Выпуск 52
Содержание:
В статье на основе дел Посольского приказа анализируются риски и обеспечение безопасности русских средневековых миссий в Крымское ханство. В результате анализа широкого круга источников в работе делается вывод, что отношение к русским послам в Крыму строилось не на основе общепринятых средневековых норм личной неприкосновенности дипломатов, а исходя из специфики традиции подчиненности Руси татарам. В связи с этим крымские власти часто обращались с русскими посланцами в ультимативной форме как с военнопленными или даже обыкновенными заложниками. Москва же на протяжении XVIXVII вв. не имела возможности в должной мере обеспечить безопасность своим представителям в Крыму.
Ключевые слова
В статье рассматривается влияние грима и визуальных элементов пекинской оперы на современные дизайнерские проекты, анализируются успешные примеры использования визуальных элементов пекинской оперы в дизайне 20182019 гг., в том числе элементов ляньпу в дизайне аксессуаров, рекламы, афиш, логотипов, брендов, изделий и в пространственном дизайне. Исследуются направления дизайнерских поисков в целях выделения основных визуальных элементов пекинской оперы и формирования новых дизайнерских концепций, обновления устоявшихся стереотипов графического дизайна и поиска уникальных и своеобразных визуальных художественных стилей. Также в статье получила дальнейшее развитие тема преемственности и развития визуальных элементов национальной пекинской оперы в дизайне XXI века, обозначенная в опубликованной ранее монографии 1.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен экспликации в отечественном и зарубежном переводоведении, а также делается попытка выделить основные характеристики экспликации. Анализируется соотношение экспликации с генерализацией и конкретизацией. Для анализа соотношения имплицитной и эксплицитной информации в исходном и переводном текстах используется теория релевантности. Экспликация рассматривается с точки зрения развития логической формы экспликатур исходного текста и перевода импликатур исходного текста в экспликатуры переводного текста.
Ключевые слова
В статье на основе большого количества источников и литературы комплексно исследована проблема имущественной ситуации и регулирования материального положения приходов Русской православной церкви в Российской империи в начале XX в. Определены характер имущественного владения, его виды, хозяйственная деятельность приходов, получаемые доходы. Рассмотрено влияние революции 19051907 гг. на эволюцию материального положения православных приходов. Показано, что положение приходских причтов как в городах, так и на селе было достаточно тяжелым. Ситуация с государственным финансированием приходов решалась крайне медленно, однако в рассматриваемый период благодаря инициативам и запросам депутатов Государственной думы, произошел значительный сдвиг в этом вопросе.
Ключевые слова
В статье на примере Сонатины 1 e-moll Н. П. Ракова рассматриваются особенности музыкального языка, связанные с традиционной народно-песенной культурой, говорится о воспитательной роли музыки, имеющей народные основы.
Ключевые слова
В статье рассматривается категория гомофонии, являющаяся одной из центральных в отечественной теории музыки. Областью специального изучения данного феномена становится учение о музыкальной фактуре, формировавшее свои основные теоретические установления на протяжении последних ста лет. Гомофония как явление в музыкальном тексте предполагает обязательное разделение музыкальной ткани на два плана, различающихся по своей функции. Реализация гомофонного принципа в музыкальной ткани предполагает множество вариативных решений, которые определяются эпохальным стилем, стилистикой музыкального произведения, его жанром, художественным замыслом композитора. В анализе функциональной многозначности строения фактуры возможно применение понятия симфонный склад , введенное в научный обиход Р. Н. Берберовым.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу динамики героических образов в творчестве Д. Шостаковича. Эта образная сфера, наряду с образами трагедийного, рефлексии и комического, занимает достаточно весомое место в наследии великого композитора. Выявляются несколько периодов в эволюции этой образной сферы. Первый апеллирует к героике революционного времени. В полном объеме весь спектр героического сформировался начиная с 1940-х гг. Он связан не только с коллективным началом, но и с психическим миром отдельной личности. В этом контексте характеризуются Симфонии 7, 8, 11, 12 и др. В орбиту исследования вовлекается также творчество композиторов школы Д. Шостаковича.
Ключевые слова
Статья посвящена описанию системы детерминативных суффиксов шиланского говора эрзянского языка, территория распространения которого расположена за пределами Республики Мордовии. Носителями данного идиома являются жители с. Шилан (Красноярский р-н, Самарская обл.). Данная работа является продолжением проекта по исследованию диалектов эрзянского языка 3 4 5 6, в котором вводятся в научный оборот ранее не опубликованные полевые данные, собранные автором во время экспедиций в с. Шилан в 20112012 гг.
Ключевые слова
Статья посвящена теме инструментального и вокального ансамблевого исполнительства в джазе и эстрадной музыке, характеризующегося рядом специфических черт, к которым можно отнести особенности коммуникативноимпровизационного взаимодействия между участниками, выбор музыкального материала и стилистической вариантности его интерпретации (аранжировки, инструментовки), нацеленность на уникальность звучания ансамбля, внимание к колористическим возможностям и поиск сочетаний различных тембров, достигаемый как использованием различного инструментария, так и своеобразием его трактовки.
Ключевые слова
В статье сделана попытка обнаружить истоки модернизма в реалистической живописи конца XIX в. В качестве предвестника нового направления был избран один из участников Товарищества передвижных выставок И. И. Шишкин художник, наделивший пейзаж политической характеристикой. Подобная связь возможна в контексте спекулятивного реализма актуального направления в современной философии, которое позволяет возродить и актуализировать искусство в любой исторический момент. В ходе исследования документов (писем и периодики), а также благодаря анализу работ художника в целом и картины Рожь (1878) в частности делаются следующие выводы. Первый касается способности И. И. Шишкина различить в изображении доисторического будущую гибель фигуративности. При этом поиски художником подлинности сводились к тщательному копированию однообразия природы. Второй вывод объясняет роль И. И. Шишкина в подготовке русской живописи рубежа веков к вхождению в круг европейских неакадемических школ начала ХХ в.
Ключевые слова
Статья посвящена постановке режиссера В. Э. Мейерхольда Рычи, Китай . В работе осуществляется анализ таких характеристик постановки, как множественное пространство и сценические звуки, которые в значительной степени определили своеобразие режиссерской работы. Кроме того, выявляются сходства мейерхольдовского спектакля Рычи, Китай с китайской традиционной музыкальной драмой.
Ключевые слова
В то время, когда люди наслаждались городской культурой, были заняты самовосхищением или самобичеванием, такие представители эстетики романтизма, царившей на Западе около столетия назад, как поэт Фридрих Гёльдерлин и философ Мартин Хайдеггер, хладнокровно обозначили намечающийся культурный кризис. В тот период деятели уже выдвинули идеалы возвращения на родину и поэтической жизни . В то время как другие обыватели восторгались наступлением индустриальной эпохи, прогрессивность мышления позволила таким выдающимся деятелям, как натуралист Джон Мьюр и писатель Генри Торо, напомнить жителям Земли о необходимости трезво оценивать приближение экологического и социального кризисов. Наблюдая, как день ото дня развитие городского общества становилось все более туманным , работники искусства, выступавшие строителями духовной культуры человечества, превратили ощущаемые и наблюдаемые изменения социальной среды в главные темы своего творчества. В произведениях искусства того времени, посвященных окружающей среде, пейзажи, люди и другие объекты выступали масштабной социологической метафорой. Разговаривая языком живописи, художники открыто или намеками описывали окружающую среду и демонстрировали собственное отношение к ней.
Ключевые слова
16 августа 2017 г. в выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников открылась выставка масляной живописи китайских художников, направленных в Россию для прохождения пленэрной практики, под названием Пейзажи Екатеринбурга . В подготовке выставки принимали участие Санкт-Петербургский Союз художников, Ассоциация китайских студентов, обучающихся за границей, Ассоциация студентов Европы и Америки, обучающихся в художественных вузах России. В статье рассматривается процесс обмена художественными концепциями и широкого научного взаимодействия между китайским и российским искусством посредством изучения вопросов кураторства.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности отечественной историографии деятельности правомонархических салонов предреволюционного периода. Делается вывод о том, что в работах современных исследователей упоминаются правомонархические салоны неофициальные организации, участники которых придерживались консервативно-охранительной идеологии и стремились оказывать влияние на политику императорской власти. Рассматривая, хотя и очень поверхностно, принципы организации крупнейших правомонархических салонов, определяя фамилии ведущих участников кружков, вместе с тем историки до сих пор, как правило, обходили стороной вопрос о степени влияния правых салонов и кружков на политику царской России, в том числе и в период Первой мировой войны.
Ключевые слова
В статье приводятся и анализируются проблемы, затрагиваемые композиторами и кинорежиссерами в рамках музыкального фильма. Автор рассматривает наиболее яркие, с его точки зрения, художественные образы фундаментальных кинолент китайского кинематографа с целью показать, что в эстетике, характерной для данного жанра, проявляется стремление привлечь внимание к нацио нальным традициям, менталитету с позиции идеологии.
Ключевые слова
Тема данной статьи освещение проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении и исполнении ансамблевых полифонических произведений И. С. Баха. Первая часть посвящена общим чертам и полифоническим особенностям баховских триосонат: динамике, фразировке, вопросам формы, культуре исполнения штрихов, проблемам аппликатуры и некоторым правилам исполнения орнаментики. Во второй части рассматривается конкретика баховской стилистики на примере Сонаты 1 для виолы да гамба и чембало соль мажор. Здесь подробно определяются характер артикуляции, полифоническое и динамическое соотношение голосов в разных партиях, ансамблевое единство фразировки, идентичное исполнение мелизматики и соотношение темпов с точки зрения стиля.
Ключевые слова
Статья посвящена современному состоянию китайского фортепианного искусства, и автор рассматривает круг возникающих на современном этапе его эволюции вопросов. Бесспорные достижения национальной фортепианной школы, выдвинувшейся в нынешнем столетии на передовые позиции в общемировом масштабе, повлекли за собой появление множества проблем, связанных с необходимостью обеспечить качественную подготовку многомиллионной армии будущих пианистов профессионалов и любителей музыки. Речь идет о трудностях перехода от экстенсивного к интенсивному периоду развития, когда качественный рост не успевает за количественным и происходит закономерное снижение среднего уровня бытования фортепианного искусства во всех его ипостасях: исполнительской, композиторской, педагогической. В статье делается попытка рассмотрения разных онтологических и гносеологических сторон китайской фортепианной культуры, связанных с нехваткой квалифицированных кадров, неравенством в доступе к качественному пианистическому обучению, отставанием в сфере теоретических исследований современного пианизма и др.