В статье проведен сопоставительный анализ фрагментов немецкого руководства по сельскому хозяйству Stratagema Oeconomicum (1645), составленного С. Губертом, и его перевода на русский язык, выполненного М. В. Ломоносовым, Лифляндской экономии (1747). Описаны случаи сокращения текста перевода по сравнению с оригиналом, указаны возможные причины подобных решений. Подробно разобран фрагмент Лифляндской экономии , в котором Ломоносовым был оставлен пропуск на месте трехкомпонентного латинского словосочетания из исходного немецкого текста. В ходе проведенного анализа установлен денотат, соответствующий наименованию из немецкого текста, указано его современное название, зафиксированы синонимичные обозначения исследуемого объекта в европейских справочниках XVIIIXXI вв., прослежена разница между его описаниями, составленными в различные временные периоды.
Университетский научный журнал
2019. — Выпуск 51
Содержание:
В статье выявляется трактовка ансамбля солистов в произведениях современных российских композиторов. Рассматриваются свойства концепций, музыкального языка, инструментального письма, в том числе сонорные эффекты, действующие в опусах разных авторов. Особое внимание уделяется проблематике фактурной и тембровой организации музыкальных композиций. Анализируются в перечисленных ракурсах сочинения современных российских композиторов.
Ключевые слова
В статье рассматривается и анализируется главным образом зарубежная деятельность выходца из России А. Боровского (1889 1968), получившего блестящее образование в Санкт-Петербургской консерватории у знаменитого на весь мир профессора, основателя целого направления, или, иначе, пианистической школы, Анны Николаевны Есиповой (18511914). Вышло так, что после революции 1917 г. многие ее выпускники оказались за пределами России и своей многогранной работой, в прямом смысле, в разных уголках Земли, способствовали укреплению и прославлению отечественной музыкальной культуры. А. Боровский, которому посвящена статья, в первую очередь занимался концертной деятельностью и достиг на этом поприще основательных результатов. Нынешний интерес к русскому зарубежью и его вкладу в европейскую и мировую науку и искусство является в высшей степени оправданным, и данная статья, как представляется, может приоткрыть еще одну неизведанную страницу, повествующую о неординарных достижениях наших талантливых соотечественников.
Ключевые слова
В статье рассматриваются работы А. А. Мыльникова, характеризующие его зрелое творчество. На примере рисунков, портретов, пейзажей и скульптур описываются основные взгляды и темы, интересовавшие мастера. Прослеживается связь художника с китайской живописью стиля се и . На основе анализа работ мастера, представленных на его юбилейной выставке, характеризуются традиционные и новаторские взгляды А. А. Мыльникова.
Ключевые слова
В статье кратко рассматривается явление постмодернизма в контексте философии и культуры. Более подробно авторы останавливаются на типологических чертах постмодернизма как художественного стиля: иронии, плюрализме, отказе от канонов, смысловой многослойности. Постмодернизм способствовал рождению оригинальных арт-практик: перформанса, хэппенинга, флюксуса и проявил себя во всех видах искусства по-своему. Внутренние процессы, определяющие модернизм и постмодернизм, коренным образом отличаются.
Ключевые слова
Статья посвящена всестороннему рассмотрению одного из наиболее ярких произведений советского композитора Д. Кабалевского цикла фортепианных прелюдий. Отмечается, что в творчестве Кабалевского нашли отражение традиции московской фортепианной школы. Подчеркивается ценность наследия композитора в художественном и инструктивном отношениях, а также важность внедрения его музыки в современный концертный и учебный репертуар китайских пианистов. Предлагается систематизация прелюдий композитора. Отдельные номера цикла анализируются в исполнительском и методическом аспектах.
Ключевые слова
Василий Кандинский основоположник международного авангарда в искусстве. Он открыл абстрактное искусство, раскрыл его в своем творчестве, дал теоретическое обоснование, разработал системно-творческий подход формообразования картинного пространства. В статье раскрываются композиционные проблемы организации картинного пространства и способы решения формообразования художественными средствами, описанные в теоретических трудах автора. Вывод исследования заключается в том, что художественное, теоретическое наследие В. В. Кандинского, признанного в мире живописца, ученого, актуально, является источником исследования для художников и искусствоведов.
Ключевые слова
В статье рассматриваются различные варианты терминологического наименования значения творительного падежа в конструкциях типа высок ростом . На основе анализа взглядов лингвистов на семантику значения творительного падежа в подобных конструкциях делается вывод, что наиболее удачным названием для данного значения будет творительный падеж со значением ограничения .
Ключевые слова
В статье рассмотрены фортепианные сочинения китайского композитора, пианиста, теоретика Чу Ванхуа, проживающего с 1980 г. в Австралии, но неизменно воплощающего в своей музыке национальный стиль, который всегда оставался для него основой творчества и источником вдохновения. В его фортепианной музыке заметен особый подход к национальному материалу. Произведения Чу Ванхуа рассмотрены сквозь призму принципа адаптаци своеобразного метода преломления народной музыки, в основе которого техника двухэтапной переработки народного материала, предполагающая его вживление в инструментальную, языковую, логическую среду иной музыкальной культуры. Понятие адаптации помогает выявить конечную двуплановость, своеобразное музыкально-языковой билингвизм , проступающий в сочинениях.
Ключевые слова
В статье рассматриваются основные этапы разработки виртуальных выставок. Анализируются различные виды виртуальных выставок, описываются их плюсы и минусы. Подробно разбирается этап постановки целей и задач, написание технического задания. Особый акцент сделан на необходимости проектирования виртуальной выставки с учетом целей и потребностей зрителя.
Ключевые слова
Статья посвящена установлению основных принципов правки Житий на лексическом уровне, которыми руководствовался Нил Сорский при создании Соборника . Сопоставление входящих в триптих Нила редакций Житий Св. Афанасия Афонского, Св. Онуфрия Пустынного и Св. Феодора Студита с основными антиграфами (Соф. 1376, Кир.-Бел. 24/1101, Кир.-Бел. 30/1107) позволило выявить несколько типов исправлений. Показано, что Нил сознательно устранял преславизмы, отдавая предпочтение древним лексемам, заменял лексические русизмы на соответствующие по смыслу церковнославянизмы, архаизмы на эквиваленты, понятные книжнику XV в., и при выборе слова учитывал, как эволюционировала его семантика, какое значение слово имеет в текстах XVXVI вв. В целом Нил редактировал Жития в русле традиций Афонской книжной школы XIIIXIV вв., но при этом стремился ориентироваться и на язык старорусской письменности XV начала XVI в.
Ключевые слова
Впервые рассматривается деятельность известного искусствоведа и фольклориста Николая Дмитриевича Бартрама (18731931) в книжной графике. В начале XX в. он сотрудничал с детскими и сатирическими журналами, оформлял книги для детей. С иллюстрациями художника были изданы сказки А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Федорова-Давыдова, историко-публицистическая литература А. К. Сизовой и другие произведения. В книжной графике Н. Д. Бартрам мастер рисунка с оригинальной и узнаваемой манерой. В стилистической интерпретации он аккуратно соединял эстетику модерна, черты неорусского стиля и свой этнографический интерес. К книге он относился как к законченному художественному произведению, много внимания уделял типографике. В иллюстрациях Н. Д. Бартрама видна тенденция обобщения и упрощения графической формы, стремление к открытию книжного пространства и асимметричным композициям.
Ключевые слова
В статье раскрываются особенности и противоречия аграрного развития Северо-Запада России под влиянием капиталистической модернизации, развертывающейся в регионе во второй половине XIX в.
Ключевые слова
Статья посвящена мало затрагиваемой теме в истории музыки воплощению образа первого российского императора Петра Великого в европейском оперном театре конца XVIII первой половины XIX в. В центре внимания оказывается Северная звезда Джакомо Мейербера, практически неисполняемая опера, к тому же в России совершенно забытая. Интерпретация образа Петра I раскрывается через анализ сюжетики и музыкальной стилистики опуса Мейербера. В научный обиход вводятся новые материалы, обогащающие представления об одной из интереснейших страниц европейской оперы. Полученные данные могут стать отправной точкой для будущего, более глубокого, исследования.
Ключевые слова
В статье раскрывается историко-культурный контекст возникновения оперного жанра в России наряду с появлением первых отечественных профессиональных певцов. Прослеживается формирование национальной композиторской школы и становление оперного жанра. Автор выявляет основополагающие компоненты формирования русской вокальной школы конца XVIII в. и отмечает, что отечественная вокальная традиция формировалась на основе синтеза итальянского бельканто и русской школы пения. Плеяда первых русских певцов и композиторов заложила прочные основы профессионального национального музыкального искусства.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу характерной для английского общества XVIXVIII вв. общественно-политической конъюнктуры, которая сказывалась на появлении и развитии авторских псевдонимов.
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы, связанные с жанровыми особенностями вальсовости в инструментальном творчестве Д. Д. Шостаковича, на примере его сочинений различного масштаба. Феномен вальсовости как средства воплощения образа и тематизма изучается с точки зрения гармонических, мелодических, ладовых и других составляющих музыкальной ткани в произведениях композитора. Проводятся параллели с его знаковыми произведениями, выявляются интертекстуальные связи, подчеркиваются ассоциации с наследием русских и европейских композиторов.
Ключевые слова
Модернизация музыкальных инструментов является одним из самых важных движущих факторов развития национальной музыки, а национальные музыкальные инструменты основным элементом и ключом к ее пониманию. Исследование процессов, происходящих в инструментальной культуре, способствует пониманию истории национальной музыки в целом. Поколения китайских музыкантов упорным трудом и мудрым вслушиванием в звучание каждого инструмента запечатлели в нем особый национальный колорит, узнаваемый во всем мире. Межкультурная интеграция ХХ в., активное освоение музыкального искусства Запада вызвали серьезные изменения в конструкции, технике, эстетике звучания струнных инструментов Китая. Исторический путь модернизации китайских струнных инструментов рассмотрены в данной статье на примере китайской скрипки эрху.
Ключевые слова
Исследуя в данной работе ретроспективу и обобщая выражение визуализации музыки и анализируя связь звука и изображения, автор стремится оказать поддержку современному изобразительному искусству. В структурном плане статья состоит из трех частей: в первой речь идет об историческом фоне зарождения музыкальной живописи, дается объяснение понятий, связанных с зарождением музыкальной живописи. Во второй части, для того чтобы нагляднее объяснить разницу между различными видами музыкальной живописи, автором было отобрано несколько художников, являющихся характерными представителями разных течений, на примере конкретных картин демонстрируется их связь с музыкой. В третьей части, изложив и проанализировав историю развития и художественные особенности абстрактной анимации, анимация рассматривается в качестве явления, выражающего динамику живописи, а также обобщаются методы визуализации музыки. Изучаемые в данной работе музыкальная живопись и абстрактная анимация представляют собой передовые виды искусства, которые начали развиваться в Европе в начале ХХ в.
Ключевые слова
В статье Четвертый фортепианный концерт А. Рубинштейна характеризуется как выдающееся явление российской музыкальной культуры. Характеризуется композиторский и исполнительский стиль Рубинштейна. Рассматриваются причины, по которым концерты композитора редко звучат на современной концертной эстраде. Дается сравнительный анализ интерпретаций Четвертого концерта самим композитором, его учеником И. Гофманом, а также российским пианистом Г. Гинзбургом и американским пианистом Д. Бановецем. Делается вывод о значимости музыки Рубинштейна для нашей эпохи.
Ключевые слова
Статья посвящена развитию традиционного китайского художественного стиля се и . Актуальность и новизна данной статьи заключается в том, что возникла необходимость изучения стиля се и , который кардинально изменил современную живопись в Китае. В статье расшифровывается понятие стиля се и и раскрываются его особенности. Этому древнему стилю, развившемуся в современном искусстве на новой идейной и технико-технологической почве, уделено пока еще мало внимания в исследованиях. В научной литературе встречаются отдельные упоминания обращения к се и в современной масляной живописи. Цель статьи обратиться к проблеме развития стиля се и в творчестве современных живописцев. Для этого решаются следующие задачи: охарактеризованы особенности стиля се и в китайской традиционной живописи, изучено его своеобразие в современном искусстве, проанализировано с точки зрения проблематики развития этого стиля творчество Дай Шихэ, основателя стиля се и в современной китайской масляной живописи. В работе анализируется влияние его творчества на дальнейшее развитие китайского изобразительного искусства.
Ключевые слова
Китайская живопись это форма искусства живописи, которая обособилась в самостоятельную систему в мире искусства. Китайская живопись имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов изобразительного искусства. Она отличается выражением особенного очарования и духовного содержания произведений. Китайские картины XVIII в. можно разделить на две группы: пейзажи шаншуй и картины с изображением цветов и птиц хуа-няо . В настоящее время исследования, раскрывающие внутреннее значение китайских картин хуа-няо XVIII в., встречаются относительно редко. В данной статье изучается объективное значение китайских картин с цветами и птицами хуаняо XVIII в. на основании имеющихся результатов научных исследований и собственной практики автора.
Ключевые слова
В статье рассматривается работа М. Бежара в качестве режиссера оперы как явление в музыкальном оперном театре XX в. Отмечается многовековая традиция участия хореографов в оперных постановках. Рассмотрены некоторые явления музыкального театра XX в., которые были отражены в творчестве М. Бежара. Обнаружены истоки творческого мышления хореографа. Рассмотрены несколько конкретных спектаклей и выявлено, как опыт хореографа повлиял на режиссерское воплощение опер. Видится актуальным проанализировать работу М. Бежара в качестве оперного режиссера как часть творческого наследия хореографа. Обращение к этой малоосвещенной искусствоведами теме кажется особенно актуальным в разрезе проблем синтетичности музыкального театра и поиска инструментов визуальной экспрессии.
Ключевые слова
В статье рассматривается позиция известного российского критика Г. Когана автора статей об исполнительском творчестве С. Рахманинова. Отмечается ценность и актуальность работ Когана о Рахманинове-пианисте. Акцент делается на рассмотрении Коганом новаторского истолкования Рахманиновым пьесы Чайковского На тройке . В контекст статьи включен сравнительный анализ интерпретаций названного сочинения пианистами прошлого и современности К. Игумновым и М. Плетневым. Делаются выводы о преемственности традиций в российском фортепианном искусстве.
Ключевые слова
В статье проведен анализ основной проблемы оценивания участников музыкальных конкурсов с точки зрения соотнесения шкалы отметок в образовательных учреждениях и конкурсного балла как определяющего фактора выявления результата прослушиваний. Автор статьи на основании многолетнего опыта как в области организации и проведения различных мероприятий, так и в сфере экспертной деятельности в качестве члена жюри разнообразных творческих состязаний, предлагает использовать несколько способов подсчета голосов, методику исчисления среднего балла для составления рейтинга конкурсантов. Затрагивается вопрос о голосовании педагогов за своих учеников, а также некоторые этические аспекты работы жюри.