+
Тонально-пластическая организация пространства Леонардо да Винчи
стр.15-26
Мельников В.А., Синицина И.А.
В статье проведен анализ процессов развития художественнопластических законов Леонардо да Винчи великого художника эпохи Возрождения. Способы построения композиционного строя, пластическогопространства, логика ведения действия ( покой , движение , свет ),интеллектуальный путь тонального построения художественногопроизведения являются актуальными и важными проблемами теории иистории искусства. Важнейшим аспектом исследования является использование двух подходов к изучению творчества Леонардо да Винчи. Этоисторикобиографический подход, позволяющий развернуть панорамутворчества художника, и герменевтический, как инструмент изучениямироощущения и миропонимания мастера эпохи Возрождения, логическийспособ исследования пластических ценностей и качеств художественныхпроизведений. Теоретическая значимость исследования заключается восмыслении культурноисторических, творческоэстетических аспектовискусства эпохи Возрождения, расширении теоретикометодическойбазы для исследования художественнопластических законов в произведениях изобразительного искусства Леонардо да Винчи. Выводы проведенного исследования подкреплены рядом разработок в области теориитискусств и графического дизайна, адаптированных к задачам подготовкибудущих художниковдизайнеров.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Типологический подход как основа дифференциации жанровых групп и отдельных музыкальных жанров
стр.27-35
В статье продолжено обоснование идеи типологии как метода научного исследования музыкального жанра, опубликованной авторомв Университетском научном журнале 46 (2019). Обозначены сложившиеся в науке основные подходы к выстраиванию жанровойморфологии, предлагающие самую общую картину членения огромного массива музыкальных текстов. Аргументирована необходимость следующего этапа теоретической разработки проблемы, связанногос дифференциацией отдельных жанровых групп и конкретных жанров. Детально представлена сформировавшаяся в этномузыкознаниисистематика вокальных, инструментальных и вокальноинструментальных жанров народного музыкального творчества. Подробноохарактеризованы различные типологические модели, разрабатываемые в отечественной медиевистике. Особое внимание уделено общимкритериям дифференциации академических музыкальных жанров, подчеркнута роль специальных критериев при анализе конкретныхжанров. Акцентирована перспективность исследования жанра васпекте типологической проблематики.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Категория склада в российской теории музыкальной фактуры XX века
стр.36-42
Статья посвящена одной из фундаментальных категорий современной фактурологии категории склада. Ее смысл выявляется в соотношении с категорией музыкальной фактуры. Принцип их функционального взаимодействия получил в музыкальной теории XX в.различные интерпретации. Ряд исследователей определяет складкак типизированные формы изложения в трудах других музыковедовсклад и фактура рассматриваются как синонимы. Высказываетсяпозиция, согласно которой склад и фактура предстают явлениямиразличного уровня. В статье рассмотрены различные теоретические позиции, изложенные в трудах авторитетных российских ученых, таких как Ю. Н. Тюлин, Т. С. Бершадская, Е. Б. Трембовельский,М. С. СкребковаФилатова, Т. С. Кюрегян.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Слово о колоколах
стр.43-47
Внимание автора статьи сосредоточено на проблеме колокольного звона как феномена, занимающего особое место в симфонии звуков . В центре исследования российские колокольные звоны. Е. Л. Александрова рассматривает следующие вопросы: обертональные спектры и ладовая основа колокольных звонов,функциональная организация голосов и строение вертикалей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Способы репрезентации концепта “THEATRE” в романе С. Моэма «Театр»
стр.48-53
Асикритова К.В., Щербак Н.Ф.
Работы многих отечественных ученых посвящены описанию лингвокультурного концепта на различных примерах его языковойрепрезентации, в том числе в рамках художественного произведения. Тем не менее в современной лингвистике встает вопросо целесообразности выделения обособленного художественного концепта, раскрывающего авторское переосмысление ядерныхзначений концепта и образования новых смысловых единств в пределах рассматриваемого произведения. В связи с этим цельюданной статьи является анализ способов репрезентации концепта THEATRE в романе С. Моэма Театр . На основе проделанногоанализа предложено обоснование для необходимости разграничения лингвокультурного и художественного концептов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О персонажности в фортепианных сонатах К. М. Вебера
стр.54-61
Статья посвящена рассмотрению категории персонажа в фортепианных сонатах К. М. Вебера. Выделяются и описываются музыкальные темы, в которыхнаиболее очевидно проявляются черты персонажности. Автор выявляет взаимосвязь веберовских персонажейс художественными образами музыкального и литературного искусства.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Китайский народный инструмент эрху и современная исполнительская культура
стр.62-69
Статья посвящена особенностям современного исполнительства на традиционном китайском инструменте эрху. Рассматривается история происхождения и строение традиционногокитайского инструмента эрху. Дана характеристика специфики исполнительских приемов игры на китайской скрипке, определяется место данного инструмента в современной музыкальнойкультуре Китая.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Критерии выбора арендного жилья квартиросъемщиками Петербургских доходных домов в 1870-х годах - начале XX века
стр.70-75
Цель работы выявить недостаточно изученные особенности повседневной жизни военных поселений, встатье на основе контентанализа газетных объявлений рассматриваются вопросы выбора квартир арендаторами в доходных домах Петербурга в 1870х гг. начале XX в. Анализируются требования, предъявляемые карендному жилью различного ценового сегмента.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Неправительственные организации в Турецкой Республике как составная часть гражданского общества
стр.76-84
В статье анализируются различные аспекты концепта гражданское общество на примере турецкой модели,которая имеет свои специфические черты. В частности, рассматриваются политологические аналитические центрыкак неправительственные организации, которые занимаются предоставлением сведений для более глубокого понимания особенностей внешнеполитической деятельности Турции. Автор также обращается к хронике возникновения и формированиятурецкого гражданского общества, которая непосредственносвязана с процессами модернизации и секуляризации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Основные направления деятельности Ленинградского завода фарфоровых изделий в 19501960-е годы (на основе архивных материалов)
стр.85-91
В статье на базе отчетной документации Ленинградского завода фарфоровых изделий, образованного в период развития массового характера художественной промышленности, рассматриваются ключевые направления деятельности предприятия. Долгие годы специалистыдекоративноприкладного искусства отмечали отсутствие собственного художественного почерка в скульптурных произведениях мастеровзавода. Однако возрастание в последние десятилетия научного интереса к массовой интерьерной пластике 1950 1960х гг., а также активизация выставочной деятельности с задействованием скульптурных работ мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий делают актуальным всестороннее изучение деятельности предприятия по изготовлению интерьерной пластики. Благодаря введению в научный оборот неопубликованных ранее статистических отчетов автору удается уточнитьи дополнить существующую научную атрибуцию фарфоровых изделий завода, а также определить роль предприятия в процессе формированияпредметнопространственной среды советского человека благодаряисследованию тиражных данных сувенирной продукции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Покаянный стих в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба
стр.92-104
В честь благоверных князей Бориса и Глеба первых по времениканонизации русских святых, были созданы два покаянных стиха. В статье рассматривается один из них Зря корабля напрасноприставающа , поскольку именно он получил распространение в нотированных певческих рукописях кон. XVI XVII вв. Авторанализирует приемы организации музыкальнопоэтического текста этого стиха в стиле знаменного роспева, известного втрех редакциях.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
История семьи белого духовенства Водской пятины на протяжении XVIII века (на примере Богословских, Колумбовых, Быстряковых, Чупровских…)
стр.105-111
В этой статье исследуется краткая история семей белого духовенства на протяжении XVIII века. Приводятся историкобиографические данные. Исследование проводится на примере семей Богословских, Колумбовых, Быстряковых,Чупровских
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Г. Коган об исполнительском искусстве (на материале критических статей-рецензий 30-х годов XX века)
стр.112-116
В статье дается оценка музыкальнокритической деятельности крупного советского музыканта пианиста, исследователя. педагога, известного критика Г. Когана. Статьяоснована на рассмотрении рецензий Когана на концерты фортепианной музыки в конце 20х начале 30х гг. прошлогостолетия. Затрагиваются особенности исполнительского стиля как российских, так и зарубежных артистов Г. Нейгауза, К. Игумнова, В. Клайберна, АБ. Микеланджели и др.Доказывается, что многие мысли, высказанные в рецензиях Когана, оказались пророческими и получили подтверждениев дальнейших путях развития фортепианноисполнительскогоискусства.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Пейзажи России в судьбе и на полотнах китайского художника Чжан Хуацина
стр.117-124
Чжан Хуанцин один из прославленных художников и педагогов Китая, окончивший Институт живописи,скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Статья посвящена жизни Чжан Хуацина и его мастерски исполненным пейзажам России, ставшими для художника важным этапом творческого восхождения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Факторы, влияющие на тембр саксофона, и приемы их отработки
стр.125-133
Тембр является характерным признаком для музыкального инструмента.Во время исполнения приятный, изысканный тембр не только выступает в качестве выразительной силы самого инструмента, но он также становится требованием, предъявляемым к уровню исполнительского мастерства и квалификации музыканта. В данной работе кратко изложены основызвукоизвлечения при игре на саксофоне, а также делается акцент на анализе того, каким образом исполнительская техника влияет на тембровоезвучание. Кроме того, в конце работы освещаются приемы, позволяющие усовершенствовать звучание во время исполнения. Основной идеей являетсяварьирование тембра в зависимости от конфигурации и исполнительской техники, а также от исполняемых произведений. Таким образом, последовательный анализ, приведенный в статье, подводит к ряду выводов, которые позволяют обучающимся игре на саксофоне наилучшим образом овладетьмастерством тембрового звучания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Металлические изделия в украшении традиционной одежды коряков (по материалам Тигильского районного краеведческого музея)
стр.134-138
В искусствоведении существует проблема выявления значения применения металлических изделий в дизайне традиционной одеждыкоренных народов Камчатки. Автор предпринял попытку рассмотреть особенности применения металлических пуговиц для украшения корякской одежды. Выявлено, что они заимствованы из других культур. В статье проведен анализ изображений на пуговицах, прикрепленных к розеткам, украшающим корякскую одежду: замшевое женское платье, головной убор и мужской пояс. Определены материал, техника, страна и время изготовления пуговиц, проведена их классификация. В результате сравнительного анализа сделан выводо том, что необходимо продолжать исследование этой
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Исследования по разработке классификации древнекитайских бронзовых орнаментов
стр.139-147
От династий Ся, Шан и Чжоу до периода Весны и Осени и периода Воюющих государств это время считается периодом развития,зрелости и процветания древней китайской бронзы. В этот периодбронзовый орнамент претерпевает огромную эволюцию. В статье обобщена история развития древнекитайского бронзового орнамента и выделены основные классификации и характеристики
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Использование литературного фольклора в китайских сюитах для фортепиано
стр.148-153
Искусство это целостное образование, в котором художественные произведения носят общий характер, но в аспектахформы выражения и внутреннего содержания у них есть различия. Китайская литература глубока и многогранна, и начиная современ династий Ся и Шан между литературой и музыкой образовалось бесчисленное количество взаимосвязующих нитей. В томчисле и в прошлом столетии китайская литература оказывала заметное влияние в сфере фортепианного творчества. Внедрениев нее элементов, связанных с изящной словесностью, а также их сочетание при создании сюит, отразили народный менталитет,его эстетическое сознание, образ жизни и вобрали в себя сильныйгуманистический дух.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Китайская вокальная музыка XX века в контексте национальных традиций
стр.154-159
Chinese vocal music is one of the oldest musical cultures, its development goes back to the several thousand years. This article is devoted to studying vocal masterpieces written by Chinese composers of the 20th century on the example of the aria Mulan goes into the army . It is the first time, when the overview of evolutionof Chinese vocal music of the 20th century has been presented. Theauthor analyzes aesthetic characteristics using the examples of works by leading Chinese composers and musicologists. In conclusion, the author comes to the idea that in contemporary Chinese vocal music, creation of artistic forms is based on a variety ofnational Chinese traditions.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Философия морских пейзажей
стр.160-170
Жанр морского пейзажа в качестве самостоятельного вида зародился в XVII в. в Голландии. Жанр морских пейзажей существует в искусстве живописи уже несколько столетий. Это направлениеискусства, как и любое другое, представляет собой сложное явление, охватывающее значительный временной диапазон и отражающее различные проблемы, характерные для той или иной эпохи. Философия морского пейзажа это исследование морских пейзажей в философском аспекте. Основное содержание исследования можно разделить на три направления: изучение маринистики сточки зрения онтологии, гносеологии и методологии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова