Антон Брукнер (1824-1896), великий австрийский композитор-симфонист, обладал уникальным сочетанием двух профессий: музыкой и школьной (а позднее университетской) педагогикой. Его музыкальное творчество достигло первых вершин профессионализма как контрапункт к педагогической деятельности, протекавшей сначала в монастыре Санкт-Флориан, а затем в Линце. Переезд в Вену (1868) обозначил новый этап в соотношении творческой и академической деятельности композитора: последняя приобрела сначала консерваторский, а затем и университетский статус. В связи с переходом на высший уровень академической иерархии, где Брукнер был удостоен (в 1891 г.) ученой степени доктора honoris causa, «строгий стиль» композиции ранних сочинений, сориентированный на традиции барочной полифонии и литургические хоровые жанры, замещается «свободным стилем» в традициях венско-классического симфонизма. Он также дополняется и обогащается ресурсами «музыки будущего», прежде всего романтической гармонией, по своей оригинальности и смелости далеко выходившей за рамки дозволенного в читаемых профессором Брукнером лекциях. Масштабы и результаты педагогической деятельности Брукнера несопоставимы с историческим значением его композиторского творчества, однако интерес к музыкальной науке и процессам педагогического общения со студентами всегда был его неизменной жизненной потребностью и оказывал значительное влияние на композиторское творчество.
Университетский научный журнал
2019. — Выпуск 46
Содержание:
На примере сопоставительного анализа трех литературоведческих статей, сфокусированных на интерпретации стихотворения Э. Дикинсон “Success Is Counted Sweetest”, демонстрируется необходимость установления целостной структуры смысла поэтического текста для надежного и непротиворечивого понимания стихотворения. Предлагаемый метод реконструкции смысловой структуры поэтического высказывания на основе принципов фреймовой семантики обеспечивает возможность выявления функционально-оценочных отношений, устанавливаемых композиционными единицами текста и определяющих его прагматический потенциал.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме типологии как метода научного исследования, нацеленного на познание некоего множества объектов на основе их систематизации, выявления присущих им общих признаков и упорядоченного описания внутренних закономерностей. Дан сравнительный анализ понятий «типология», «типологизация», «классификация», «систематика», «таксономия», определены сходство и различия между ними. Обозначена специфика этого метода исследования в различных областях научного знания. Особо акцентирована реализация метода в музыковедении. Выделен один из его векторов, связанный с дифференциацией музыкальных жанров. Рассмотрены концепции Г. Бесселера, А. Н. Сохора, Т. В. Поповой, В. А. Цуккермана, С. С. Скребкова, Е. М. Царевой, О. В. Соколова, Е. В. Назайкинского, А. Г. Коробовой. Сделан вывод о перспективности рассматриваемого феномена, позволяющего аргументированно выстраивать аналитическую стратегию при работе с большим массивом текстов, отдельными жанровыми единицами, а также с конкретными произведениями в аспекте установления в них общего, особенного, единичного.
Ключевые слова
Статья посвящена трем важным этапам в становлении классического балета — эпохе зарождения классического балета, освещенной талантом композитора Ж.-Б. Люлли и хореографа П. Бошана (вт. пол. XVII в.), периоду расцвета классического балета в эпоху романтизма, связанную с деятельностью композитора А. Адана, балетмейстеров Ш. Перро и Ж. Коралли (1830–1850-е гг.) и эпохе «большого балета» в России, олицетворенной творчеством П. И. Чайковского и М. Петипа (вт. пол. XIX в.). Автор впервые в русском балетоведении выявляет истоки выразительных средств классического балета — танца, пантомимы и музыки — и анализирует их высшее проявление в танце действенном и симфоническом.
Ключевые слова
В процессе рассмотрения пьесы Моцарта к ее композиции применены традиционные критерии отечественной теории простых форм, с одной стороны, и некоторые критерии теории модулирующих форм В. Бобровского — с другой. Показано взаимодействие структурно-композиционного и мотивно-интонационного аспектов развития, подтверждена существенная роль сонатных закономерностей в воплощении образов лирической сферы.
Ключевые слова
В язык постоянно входят новые слова, обозначающие новые понятия. Статья посвящена заимствованиям-неологизмам (бебиситтер, доула, инстамама, слингомама, тоддлер, сиблинг, сортер, бизиборд, спиннер, бластер, пазл, ниблер, бустер, бебиток, брелфи) и рассматривает английские заимствования в русском языке, связанные с тематикой материнства и детства. Автор предпринял попытку классифицировать заимствования, объяснить их значение, определить степень ассимиляции заимствований в русском языке, а также рассмотреть наиболее продуктивные словообразовательные модели при вхождении английских слов в русский.
Ключевые слова
На материале произведений известного прозаика Владимира Солоухина рассмотрены особенности семантики специальных оценочных конструкций — сочетаний с творительным падежом ограничения. Проанализированы две классификации данных сочетаний — по основанию оценки и по ее характеру. Отмечено, что, несмотря на относительную потерю устойчивости данных сочетаний по сравнению с древнерусским периодом, они продолжают употребляться и в текстах современного русского языка, выражая те же виды оценок, что и в древнерусском языке.
Ключевые слова
Статья знакомит с особенностями творчества известного санкт-петербургского художника, создающего уникальные произведения в технике горячей эмали; организатора и участника многих отечественных и международных выставок, конкурсов, симпозиумов эмальерного искусства.
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению визуальной драматургии в голливудском сценарии С. М. Эйзенштейна «Американская трагедия» 1930 г. На примере анализа описания отдельных кадров, сцен и эпизодов сценария выявляется единое светотональное решение задуманного фильма, построенное на противопоставлении черного и белого цвета, темных и светлых кадров. Подобное драматургическое построение сценария, в котором отдельное формальное художественное средство становится средством полноценного экранного повествования, является новаторским решением для своего времени.
Ключевые слова
Автор полагает, что «система» внесла изменения в основные образовательные программы и принципы преподавания, ранее используемые в китайских театральных учебных заведениях, и заложила прочный фундамент для подготовки театральных режиссеров и актеров эпохи нового Китая. Автор данного исследования с уверенностью может сказать, что ни в одной стране мира не было организовано такое всестороннее, системное и глубокое исследование и применение «системы» К. С. Станиславского, как это было организовано в Китае.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросам практического освоения нотации — традиционной ното-линейной и современной. Актуальность проблемы определяется периферийным положением вопросов нотации в кругу задач современной педагогики. Автор говорит о необходимости формирования у учащихся навыков общения с авторскими текстами, о профессиональной подготовке будущих музыкальных издателей, педагогов, композиторов и др. Целью работы являются анализ существующей на сегодняшний день соответствующей учебно-методической литературы, изданной в Санкт-Петербурге, определение путей последующей разработки проблемы и формулировка ряда практических предложений, направленных на ее решение. Автор формулирует концепцию целостного подхода к проблеме освоения основ нотации в рамках образовательного процесса. Интереса заслуживает материал практических заданий. В результате проделанной работы автор приходит к выводу, что вопросы практического освоения нотации обретают новое звучание в современном образовательном процессе. Основным результатом ее представляются обозначение направлений в решении проблемы и формулировка ряда конкретных практических предложений.
Ключевые слова
Статья посвящена роли костюма в произведениях художников, работавших в жанре религиозной живописи в России второй половины XVIII в. В ней прослеживается процесс эволюции религиозной живописи эпохи классицизма, выявляются основные тенденции ее развития и характерные стилистические особенности. Особое внимание уделяется роли костюма в картинах известных академических живописцев: А. П. Лосенко, Г. И. Козлова и Г. И. Угрюмова. В произведениях на библейские сюжеты, в которых явно прослеживаются классицистические тенденции, автором рассматривается формообразующая, композиционная и колористическая роль костюма в создании живописных образов, подчеркивающих патетическую составляющую.
Ключевые слова
Авторы статьи проясняют синтаксические компоненты синтаксиса, определяющие прагматическую интерпретацию поэтического текста. В первую очередь это — императивные, безличные и вопросительные конструкции. На примере отрывков из стихотворений Рильке убедительно продемонстрировано, что синтаксическая выразительность творчества поэта тесным образом связана со стандартными моделями синтаксиса, присущими немецкому языку. Авторы данной статьи не претендуют на полноту исследования всех особенностей взаимодействия читателя и создателя поэтического текста в рамках творчества Рильке. Тем не менее данный обзор и анализ взаимообусловленности синтаксиса и коммуникативно-прагматического аспекта стихотворного корпуса Рильке дополняет многими сведениями круг литературоведческой мысли о поэте и дает перспективу дальнейшего изучения.
Ключевые слова
Для художественных практик современности, к числу которых относится мода, важным вектором развития является синтез разных видов искусств. На формирование и презентацию модных тенденций исторически оказывает большое влияние графическое искусство, являясь неотъемлемой частью истории костюма. Графическое наследие является как источником для исследования стилистического развития костюма, инструментом для реализации творческого потенциала дизайнера, так и ресурсом для формирования самих модных тенденций. В статье рассматривается особая роль проектной графики, сопроводительной (модная иллюстрация), и использования наследия искусства графики как источника формирования «нового» в моде, где основными инструментами выступают методы цитирования, интерпретации, заимствования и коллаборации.
Ключевые слова
В статье рассматривается особый жанр протяжной монгольской песни «буколика». Самые ранние образцы степной буколики кочевых народов Китая появились у народности сюнну. Протяжная буколическая песня имеет лирический, философский и хвалебный сюжет, текст может варьироваться в зависимости от места исполнения. Буколические песни выражают тоску по родине, воспевают степные просторы, скакунов и имеют огромную силу эмоционального и психологического воздействия. Мелодии песен широко распевны и импровизационны, манера исполнения свободная. Монгольская песенная культура имеет общие черты с песнями дауров, эвенков, ойратов, хошеутов и нижневолжских калмыков, в ней тесно переплетены архаические и современные черты.
Ключевые слова
Статья посвящена сравнительному анализу образования по специальности «Масляная живопись» в высших художественных вузах Китая и Европы. В работе проводится сравнительный анализ исторических условий, образовательных концепций, особенностей построения учебных планов, проведения экспериментальных реформ, социального развития, тенденций трудоустройства студентов и других аспектов педагогической деятельности по специальности «Масляная живопись» в высших художественных учебных заведениях России, Германии, Франции, Италии и других стран. Кроме того, в статье рассматриваются соответствующие проекты образовательных реформ в художественных вузах, выявляются различия в развитии специальности «Масляная живопись» в художественных вузах Китая и Европы, а также достоинства и недостатки образовательных систем этих стран. Все это призвано предложить новые пути реализации реформ системы китайского живописного образования.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме интерпретации концертного жанра в хоровом творчестве известного русско-французского композитора Валерия Арзуманова. В ней представлены краткие факты биографии композитора, определена роль концерта в его музыке. В центре внимания автора — особенности воплощения сакральной темы. Хоровые концерты анализируются с точки зрения истории их создания, содержания, драматургии, структуры, а также интонационного, ритмического и гармонического языка.
Ключевые слова
В статье описывается подход к восприятию музыкальных текстов с помощью синестезии или межчувственных связей в психике. Выстраивается научная система нескольких базовых понятий на основе исследования Н. Коляденко. На примере творчества иркутского композитора А.Теплякова рассматривается практический анализ синестетического восприятия музыкального текста. Описываются основные биографические данные композитора. Основное направление творчества композитора — музыкальная архаика и авангард. Среди сочинений автора: музыка симфоническая, вокально-хоровая, камерная, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыка к спектаклям и киномузыка. Хоровая музыка занимает особенное место в творчестве композитора.
Ключевые слова
Крестьянская живопись является одной из составляющих традиционного народного искусства, основным ответвлением народного изобразительного искусства и ярким носителем народной культуры. Как художественное и культурное явление, обладающее типичными характеристиками деревенской среды, китайская крестьянская живопись наполнена богатым содержанием народной культуры и отражает уникальный художественный стиль и местный колорит.
Ключевые слова
Ввиду влияния исторических факторов китайская анимация прошла сложный процесс развития. Что касается современности, то цепочка производства китайской анимации еще не сформирована полностью. Хотя государство вкладывает значительные средства в индустрию мультипликации, ее развитие в Китае по-прежнему реализуется довольно медленно. Настоящая статья посвящена изучению истории становления и развития китайской анимации, а также ее современному положению. Кроме того, в работе предпринимается анализ современных произведений анимации и выдвигаются теоретические подходы к перспективам развития китайской анимации.
Ключевые слова
Формы живописи идей се-и, т. е. методы образного выражения, являются весьма распространенными в китайской традиционной живописи, можно сказать, ее особенностью. Идеи рождаются и содержатся в образе, образ отталкивается от идеи и выражает ее. Посредством наблюдения за объектами реальности, отсутствием стремления к достижению формы и выражению субъективных ощущений создаются творческие концепции. Чэнь Шаопин является современным мастером китайской акварели, который объединяет в своих произведениях образные идеи китайской традиционной живописи с особенностями западных акварелей. В его свободных акварельных картинах проявляется яркий восточный колорит, создаются поэтические образы. Хотя материалы являются материальной основой, художник не преследует конкретного воплощения объектов, с помощью простых форм и плавных вольных мазков подчеркивает неповторимое очарование образной акварели.
Ключевые слова
Настоящая статья посвящена исследованию орнаментов и узоров на росписях Безекликских пещер в Государственном Эрмитаже. В данном исследовании анализируются происхождение, композиционные элементы и декоративные приемы орнаментов, сравниваются художественные особенности росписей на различные сюжеты. В работе подчеркивается, что орнаменты и узоры на безекликских росписях обладают своеобразием эпохи и представляют интерес для специалистов, занятых в соответствующей исследовательской области.
Ключевые слова
В статье в основном анализируются художественные характеристики и учебная ценность живописи Ай Сюаня. Живопись Ай Сюаня имеет неповторимый шарм. Независимо от стремления к простой композиции, он осмеливается использовать цветовые эффекты, что производит глубокое впчатление на зрителей. Масляная живопись Ай Сюаня имеет высокую художественную ценность.
Ключевые слова
В статье рассматривается и анализируется творчество Дай Шихэ, его художественный опыт, стиль и выставочная деятельность. Творчество художника сочетает в себе академическую глубину западной и китайской традиций и является образцом для подражания для современных китайских художников масляной живописи.
Ключевые слова
В статье исследуется парадигма соединения искусств оперы и балета в музыкальном театре с XVIII в. до современности. Показывается, как менялась роль пластики и хореографии в опере. Выявляются художественные задачи и проблематика гармоничного совмещения танца, пластики и пения, как элементов синтетического музыкального театра. Видится актуальным исследовать, какие новые формы музыкальных спектаклей появились в XXI в. в сфере синтеза танца и академического пения. Как пример рассматривается оперно-хореографический дуэтный спектакль. Исследуются истоки творческого мышления. Обнаруживаются художественные идеи, которые имели давнюю историю разработки и которые в нем воплотились. Разбирается его композиционный принцип, функция пластическо-хореографической составляющей. Анализируется степень слияния искусств хореографии и оперного пения. Выявляется проблематика, актуальность и перспективы такой работы.
Ключевые слова
В статье рассмотрен термин «встречный текст», который имеет разработку в современной теории музыки. При помощи данного термина обозначаются некоторые приемы практических работ, тесно связанные с явлениями музыкального стиля и фактуры, которые используются в рамках предметов музыкально-теоретического цикла. Проведена аналогия с методикой встречного текста, применяемой в области психолингвистики.
Ключевые слова
В статье рассматриваются ключевые этапы создания гимназий на восточных территориях Московской губернии со второй половины XIX — начала XX в. Дается сравнение исторических путей развития первых гимназий на территориях крупных городов на востоке Московской губернии, таких как Богородск, Павловский Посад, ОреховоЗуево и др. Значительное внимание уделяется месту меценатства в развитии образования, яркими представителями которого явилась семья крупных российских промышленников Морозовых, князь П. А. Голицын и др. В результате материального содействия меценатов и крупных государственных чиновников наблюдается ускоренное развитие просвещения на землях Подмосковья. На основе анализа динамики вовлеченности различных социальных слоев в развитие просвещения на вышеуказанных территориях можно сделать выводы, которые говорят о существенной потребности всех слоев общества так или иначе вовлекаться в образовательную деятельность и стараться соответствовать уровню развития ведущих стран Европы.
Ключевые слова
В статье на примере материалов творчества М.А. Врубеля рассматривается функция художниковживописцев в качестве создателей новой школы декоративно-прикладного искусства в России в конце XIX — начале XX в.