+
Передача внутрилингвистических значений
в русско-китайском переводе
стр.15-23
Внутрилингвистические значения являются одними из
трех типов значениями языкового знака. Хотя наиболее
общий принцип очередности можно сформулировать как
последовательность «референциальных значений — прагматических значений — внутрилингвистических значений»,
при переводе текстов, имеющих преимущественно внутрилингвистическую установку, этот принцип приходится
нарушать. В статье мы рассматриваем внутрилингвистические значения в русском языке с точки зрения четырех
аспектов: звукового сходства, сходства морфемной структуры слов, семантического сходства или несходства, сходства сочетаемости слов друг с другом в строе предложения
и исследуются способы передачи их в китайском языке.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Общественные объединения в сфере благотворительности в Российской империи во второй половине XIX — начале XX века(на примере Армии спасения)
стр.24-29
Захарина В.С., Меркулов А.В., Молоткова Е.Д.
В статье рассмотрены проблемы развития благотворительных
общественных объединений в Российской империи во второй
половине XIX — начале XX в. Авторы описывают правовую
составляющую деятельности учреждений в сфере благотворительности в Российской империи. Несомненно, именно во
второй половине XIX в. благотворительные общественные
объединения приобретают важное значение в обществе государства. После отмены крепостного права наметился интерес
к развитию социальной политики и социальной помощи в Российской империи. Кроме того, автор приводит в качестве примера
деятельности благотворительной организации Армию спасения,
существовавшую во многих странах мира.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Влияние туркменской народной музыки на романсовое творчество композиторов Туркменистана
стр.30-36
В статье освещаются некоторые аспекты влияния народной музыки на
становление и развитие камерно-вокального творчества туркменских композиторов (вторая половина 40-х — 80-х гг. ХХ в.). Автор прослеживает пути
эволюции современной самобытной культуры в сфере романсового жанра,
в котором скрещивание лучших традиций европейской музыки с коренными
традициями и истоками привело к возникновению качественно нового искусства — национального и общечеловеческого одновременно. Рассматриваются
вопросы проникновения элементов и приемов, принятых в жанрах профессиональной музыки устной традиции в структуру музыкальной формы, выявляются связи современных романсов с фольклорным творчеством, с искусством
профессиональных народных музыкантов (бахши). Акцентируется внимание на элементах формообразования, особенностях вокальной мелодики,
орнаментальных приемах пения, темброво-инструментальной специфике
фортепианной фактуры. Весь этот богатейший арсенал сохраняет тесную
связь с национальным музыкально-поэтическим наследием и основывается в
первую очередь на искусстве профессиональных мастеров устного народного
творчества, на искусстве бахши. Выявление данных особенностей углубляет
исполнительские концепции и способствует верной передаче национального
характера, яркой самобытности и характерности туркменского романса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Вклад движения «Поющие голоса» Японии в гуманитарное взаимодействие с СССР в 1950–1960-е годы
стр.37-41
В статье прослеживается вклад хорового движения Японии
«Поющие голоса» в развитие гуманитарного взаимодействия
с Советским государством в 1950–1960-е гг. Рассматривается процесс формирования музыкального движения, его
цели и специфика деятельности. Выявлено, что хор «Поющие
голоса» тесно взаимодействовал с японским движением за
мир, выступающим против атомного оружия. В статье
определяются формы взаимодействия хора «Поющие голоса»
с Советским государством: популяризация советской и русской
музыки, совместное участие советских и японских музыкантов
в фестивалях, гастроли в СССР. В результате музыкального
взаимодействия поддерживались не только профессиональные
связи между музыкантами двух стран, но и формировался
положительный образ Советского государства в Японии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Отбор, минимизация и семантизация паремийного материала для лингвокультурологического словаря по теме «Внешность человека» (на фоне китайского языка)
стр.42-49
Целью данной работы является разработка модели статьи
учебного лингвокультурологического словаря по теме «Внешность человека», ориентированного на иностранных учащихся.
Словник лингвокультурологического словаря создается в
результате отбора и минимизации паремийного материала,
полученного в результате анкетирования и опроса носителей
языка. Новизна данной работы заключается в разработке
зоны аксиологической оценки паремий. В статье предложена
модель словарной статьи учебного лингвокультурологического
словаря.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Языковая репрезентация метафорической парадигмы «человек / реалии окружающей действительности» в кинотексте (на примере кинофильмов Э. Рязанова)
стр.50-57
Статья посвящена языковой репрезентации метафорической
парадигмы «человек / реалии окружающей действительности»
в текстах кинофильмов Э. Рязанова. Выделены и проанализированы в рамках когнитивного подхода концептуальные метафоры,
структурирующие малые метафорические парадигмы «человек /
материальные объекты, созданные природой» и «человек / материальные объекты, созданные человеческим трудом», раскрыта
специфика функционирования выделяемых метафорических моделей в кинотексте. Проведенное исследование подтверждает,
что среди разных типов концептуальных метафор исследуемые
метафоры, формирующие парадигму образов человека, так же
как метафоры персонификации, служат эффективным средством категоризации и концептуализации окружающей действительности, что отражает национально-культурное своеобразие
метафорического представления концепта «человек».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Русская литография ХХ века и эстетические принципы «шусесин»
стр.58-61
В статье рассматривается русская литография ХХ в.
с точки зрения принципов классической китайской
эстетики, осуществляется поиск соответствия
эстетических принципов русской литографии и теории «шусесин».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Процесс подготовки музыканта к публичному исполнению
стр.62-67
В статье проведен анализ сложного периода подготовки исполнителя к публичному представлению выученного репертуара,
а также рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются музыканты в процессе концертных выступлений: страх
забыть нотный текст, недостаточное развитие моторной
памяти и внутреннего слуха. Автор на основе собственного
многолетнего исполнительского и педагогического опыта предлагает способы устранения этих проблем посредством различных упражнений и приемов как на инструменте, так и без него.
При этом затрагивается вопрос игры не только наизусть, но и по
нотам в роли концертмейстера или оркестранта. Часть статьи
посвящена сценическому волнению и методам его преодоления.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Значение и формы выражения национальных тем в русском натюрморте ХХ–XXI столетия
стр.68-75
Русская живопись играет важную роль в мировом
искусстве. Натюрморт как важный компонент масляной живописи сформировал уникальный русский стиль
и тему в развитии русской живописи. Натюрморт
русской национальной темы не только обогащает
содержание и форму живописи натюрморта, но и
превозносит российскую традицию и культуру в мире
художественных обменов, что имеет большое значение.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Микрохроматика в творчестве И. Вышнеградского: синестетический аспект исследования
стр.76-79
Статья посвящена синестетическому аспекту исследования
микрохроматики в творчестве И. Вышнеградского. Автор
отмечает влияние творчества Скрябина на мировоззрение композитора. Анализируются средства выразительности, раскрывающие творческий замысел автора, акцентируется внимание
на особенностях звукового континуума. Статья может быть
полезной учащимся и студентам профессиональных учебных
заведений, при изучении курсов истории музыки и исполнительского искусства, а также преподавателям и артистам.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Образное мышление в материале как категория теории изобразительного искусства
стр.80-87
В статье рассматривается значение образного мышления
в материале для формирования художественного образа,
понимания творческого замысла художника, процесса и
результата его труда с особым фокусом на этой проблеме
в искусстве графики.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
И. Г. Старинов и Тито на фоне советско-югославских отношений 1930–1960-х годов
стр.88-94
В статье анализируются взаимоотношения
таких разновеликих деятелей, как полковник Илья
Старинов и маршал Иосип Броз Тито, в качестве
персонификации межгосударственных отношений Советского Союза и Югославии в предвоенный и послевоенный периоды истории ХХ в.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Социальный состав и мотивация представителей «русской администрации» в оккупированной западнорусской деревне в 1941–1943 гг.
стр.95-108
В статье на основе значительного количества документов из фондов
государственных архивов Калужской, Смоленской, Брянской, Тверской
областей, архивов УФСБ, а также РГАСПИ, значительная часть которых впервые введена в научный оборот, рассмотрены социальный состав
и мотивация сотрудников разных звеньев аппарата органов гражданской
коллаборационной администрации западнорусской деревни периода гитлеровской оккупации. Сделан вывод о значительной пестроте социального
состава лиц, принимавших участие в деятельности гражданской коллаборационной администрации, сложной мотивации действий коллаборантов
разного ранга, ее изменчивости на всем протяжении оккупации. Если
для старост и старшин, являвшихся в основном выходцами из крестьян
и сельской интеллигенции, ведущими мотивами были политическая дезориентация, нежелание колхозных порядков, стремление ситуативно приспособиться к жизни в условиях «нового порядка», то для относительного
малого количества занимавших крупные должности в гражданской коллаборационном аппарате, среди которых было немало образованных людей,
имевших управленческий опыт и способности, это был осознанный выбор
стороны в войне, с которой они прочно связывали свою дальнейшую судьбу.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Антон Рубинштейн об искусстве и жизни (размышления над трудом «Короб мыслей»)
стр.109-115
Смирнова М.В., Скафтымова Л.А.
В статье отмечается роль Антона Рубинштейна в
становлении российской музыкальной культуры. Отмечается недостаточная освещенность композиторского
и литературного наследия Рубинштейна в музыкознании. Анализируется труд Рубинштейна «Короб
мыслей». Дается критическая оценка ряда высказываний Рубинштейна с позиций современного видения.
Делается вывод об актуальности основных положений,
изложенных в масштабном труде музыканта.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Анализ принципов композиции китайской крестьянской живописи
стр.116-126
Китайская крестьянская живопись — это своего рода популярная живопись в среде крестьянского класса разных регионов Китая. Ее отличительные локальные характеристики
и художественные особенности являются важной формой
народного художественного творчества крестьян в свободное
от работы время, с уникальным выражением композиционного
мышления, тематики и изображения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Научная концепция о складе и фактуре Т. С. Бершадской
стр.127-134
В статье рассмотрена теоретическая концепция организации
музыкальной ткани выдающегося российского ученого Т. С. Бершадской. Основное содержание статьи составляет анализ научных работ исследователя и представлений о складе и фактуре.
Прослеживается эволюция теоретических установок на проблемы
сложения звуковой ткани. Традиция изучения склада и фактуры
как явлений разного уровня берет начало в трудах Ю. Н. Тюлина.
Согласно современным представлениям Т. С. Бершадской, склад
представляет собой уровень логики организации звуковой ткани,
фактура является конкретным воплощением идеи склада. Подобный подход стал во многом определяющим для Петербургской
теоретической школы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Методы технического развития пианиста на начальном этапе обучения (к 70-летию выхода в свет «Сборника фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» С. Ляховицкой)
стр.135-140
В статье анализируются упражнения и этюды, представленные в «Сборнике фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» (составитель С. Ляховицкая). Затрагивается дискуссионный вопрос о роли упражнений в современном фортепианном обучении. На конкретном материале этюдов и упражнений рассматриваются вопросы темпа, фразировки, звукоизвлечения, артикуляции, динамики. Отмечается важность соблюдения принципа последовательного перехода от простого к сложному. Подчеркивается важность внедрения инструктивных материалов сборника в практику педагогов-пианистов Китая.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К. М. Вебер.Сонаты для скрипки и фортепиано ор. 10
стр.141-154
В статье на примере сонат для скрипки и фортепиано
ор. 10 К. М. Вебера анализируется творчество композиторов романтического направления и переход жанра
скрипичной сонаты на новый уровень осмысления.
Автор показывает преимущество и увеличение выразительных возможностей для классических сонатных
произведений в период формирования романтизма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Ф. Бузони. Опера «Арлекин, или Окна»1
стр.155-166
В статье рассматривается такой вид деятельности
известного итальянского пианиста и композитора
Ферруччи Бузони, как опера. Опера «Арлекин, или Окна»,
написанная композитором в стиле эстетики так называемого младоклассицизма, открыла в его творчестве
новое театральное направление.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Художественная культура Рисорджименто как явление макроэпохи модерна
стр.167-172
В статье рассматривается процесс становления итальянского самосознания. Анализируется вклад историка
итальянской литературы Франческо Де Санктиса в создание единого итальянского менталитета, объединенного
языком, литературой и историей. Диахроническое описание истории литературы Де Санктисом создает важную
предпосылку для формирования общей культурной памяти
итальянцев как носителей сознания макроэпохи модерна.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Феномен Лу Цзайи в музыкальной культуре современного Китая
стр.173-178
Статья посвящена раскрытию значения камерного вокального наследия китайского композитора Лу Цзайи в музыкальной культуре современного Китая. Освещаются различные
стороны жизненного и творческого пути выдающегося
музыканта второй половины XX в. Камерные вокальные
произведения композитора рассматриваются в контексте
культурных и социальных тенденций страны обозначенного
периода.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова