+
«Фортепианный бум» в музыкальном искусстве Китая и его движущие силы
стр.15-21
В статье рассматривается вопрос о причинах возникновения и развития такого неординарного явления
в мировой музыкальной культуре, как «китайский фортепианный бум». Во многом изложенные положения
носят дискуссионный характер. Фортепианный бум
как явление многосоставное непосредственно связан
с национальным менталитетом китайских музыкантов, а также с теми интернациональными влияниями,
которые во многом определяют сегодня развитие фортепианного искусства в Китае.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Категория логического порядка в текстах двух российских конституций. Статья 1. Союз и*
стр.22-40
В работе вводится и обосновывается понятие семантико-грамматической категории логического порядка, определяющей грамматический способ соединения элементов, не образующих предикативного центра предложения (в том числе составного сказуемого), в рамках некоторой синтаксической конструкции. Ядро категории, имеющей полевую структуру, составляют базовые значения канонических сочинения и подчинения, периферию — многочисленные значения, в разных пропорциях совмещающие признаки ядерных. Текстыконституций 1918 и 1993 гг. рассматриваются с точки зрения реализации в них категории логического порядка (в данном случае на материале конструкций с союзом и) на фоне текста фрагмента из романаЛ. Н. Толстого «Война и мир». Показано, что анализ с указанных позиций позволяет прийти к некоторым содержательным суждениям о сходствах и различиях, иногда парадоксальных, рассматриваемых текстов. В частности, делается вывод о строгом закреплении определенных средств выражения за определенными значениями, практически не оставляющем выбора составителю текста конституции. Выясняется, что если содержательно конституция 1918 г. провозглашает диктатуру, а конституция 1993 г. — демократию, то в плане речевого воплощения первая намного ближе к естественному, наиболее привычному для читателя, допускающему широту варьирования средств выражения модусу функционирования языка, чем вторая, т. е. первая в плане языка демократична, а вторая авторитарна.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Об одной азербайджанской детской игре, испытавшей влияние героического эпоса «Кёроглу»
стр.41-45
В статье рассматривается азербайджанская детская
игра (саташма — приставалка), испытавшая влияние
героического эпоса «Кёроглу. Далее она сопоставляется
и сравнивается с аналогичными по структуре играми из
русского детского фольклора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Апохористические акты в свадебной обрядности якутов по мотивам героического эпоса олонхо
стр.46-50
В статье автор рассматривает и анализирует на основе героического
эпоса олонхо давно забытые, но сохранившиеся в текстах олонхо апохористические (отделяющие) акты в традиционной якутской свадебной
обрядности. Цель данной статьи состоит в выявлении на основе структурного анализа текстов алгыса (благопожелания) олонхо Буура Дохсун
и Ньургун Боотур стремительный забытых современными якутами апохористических актов. В исследовании в свадебной обрядности якутов
апохористических актов применены структурно-функциональный и диахронический методы, а при анализе текстов алгыса (благопожеланий)
олонхо был использован лексико-семантический метод. Проанализированы материалы и публикации по свадебным обрядам и алгысам, начиная
с XIX в. по настоящее время. Автор на основе фольклорных материалов
якутов традиционные свадебные обряды разделяет на несколько этапов.
Из обрядовых действий свадебной обрядности якутов автор в данной
статье рассматривает и анализирует обряд түһэ барар, включающий
в себя апохористический акт.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Коммуникативные стратегии в лингвистическом научном тексте (на материале лингвистических научных статей)
стр.51-56
В центре внимания статьи — персуазивная
стратегия как доминантная коммуникативная
категория научного текста. В корреляции с ней
рассматриваются также релевантные для научной коммуникации прагматические установки
на ассертивность и диалогичность письменной
научной речи и эпистемическую модальность уверенности. На языковом материале немецкоязычных
статей по лингвистике анализируются вербальные
приемы реализации названных стратегий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Реконструкция структуры ритуала в современном польском антропологическом театре: спектакль «Электра» (2004) Еврипида центра театральных практик «Гардженицы»
стр.57-63
Современный польский антропологический театр, опираясь на теоретические и практические работы 1960–70-х гг. Ежи Гротовского, создателя концепции «бедного театра» и паратеатральных опытов, пытается создать новейшую структуру спектакля на основе реконструкций различных ритуальных структур. На примере спектакля «Электра» (2004) Центра театральных практик «Гардженицы» под руководством В. Станевского проанализированы приемы реконструкции античного пения и танца, сделаны выводы о невозможности прямой реконструкции места зрителя-соучастника в партитуре ритуального действа. Станевский использует синкретическую технику актера и архежесты для максимального воздействия на зрительское восприятие, но насыщает спектакль остросовременными, политическими и социальными образами, которые снижают проблематику ритуального взаимодействия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Специфические особенности деятельности М. Бихтера в контексте традиций Есиповской школы и его влияние на формирование отечественного ансамблевого исполнительства
стр.64-68
В предлагаемой статье анализируется деятельность Михаила Александровича Бихтера (1882–1947), одного из самых ярких учеников великой А. Есиповой, исполнителя и педагога, создавшего свою школу обучения фортепианной игре. Сознательно уйдя «на второй план», М. Бихтер избрал путь ансамблиста и аккомпаниатора, а также с 1933 г. являлся профессором по классу камерного вокального ансамбля в Ленинградской консерватории. Как и его учитель А. Есипова, М. Бихтер обладал властным характером и был блестящим мастером своего дела. Он сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как певцы Ф. Шаляпин, И. Ершов, З. Лодий, М. Максакова и скрипач И. Йоахим. Его исполнительский почерк отличали смелость и концептуальность интерпретаций, а также безупречный баланс звучности. Требовательный и скрупулезный педагог, он добивался от студентов внимания к мельчайшим элементам музыкальной речи. Принципы взаимодействия аккомпаниатора и солиста, предложенные М. Бихтером, остаются актуальными и по сей день. K
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Различия комплимента от одобрения, похвалы и лести по теории речевого акта
стр.69-77
В статье на основе теории речевого акта рассматриваются понятийные различия в терминах «комплимент», «одобрение», «похвала» и «лесть», тем самым выявляются особенности комплимента и обобщается его понятие
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Русские заимствования в эрзянском языке (на материале говора с. Шилан Самарской области)
стр.78-82
Статья посвящена вопросу исследования русских заимствований в эрзянском языке. Материалом исследования послужили как собственные полевые записи автора, собранные в экспедициях в Самарскую область, так и архивные материалы филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарёва (г. Саранск, Республика Мордовия). В статье рассматриваются особенности заимствования русской лексики шиланским говором эрзянского языка, а также наиболее характерные фонетические явления, отмеченные в русизмах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Испанский след» в Праге: испанская скульптура в Чехии XVII века
стр.83-90
Статья посвящена двум образцам испанской полихромной скульптуры второй половины XVI в., находящимся в Праге, а также истории их появления и бытования. Эти пластические произведения следует анализировать как свидетельства испанского влияния на чешскую культуру через общий для этих стран двор Габсбургов. Также рассматривается тезис об универсальных для барокко принципах, применимых для любой территории, где оно развивалось, примером чему и служит гармоничное включение испанских скульптур в чешскую барочную культуру XVII столетия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Влияние немецкого экспрессионизма на синтез театра и кино в творчестве С. М. Эйзенштейна
стр.91-96
В статье исследуется сценическое и экранное искусство С. М. Эйзенштейна. Анализируется проникновение черт эстетики немецкого экспрессионизма в спектакли и фильмы советского режиссера. Выявляются специфические образы, рожденные на советских сцене и экране в результате адаптации на них экспрессионистского направления.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Деформация: как изменилась картина мира за последние пять лет
стр.97-103
Статья посвящена проблеме деформации картины мира в русской и английской культуре за последние пять лет. Автор раскрывает основные концепты и причины изменения концептосферы. В результате анализа автор выявляет сходства и различия в русскоязычной и англоязычной картине мира и влияние средств массовой информации на деформацию. Основное внимание обращается на влияние кентавр-идеи, появившейся в политической картине мира, и ее роли на искажение в картине мира жителей русскоязычного и англоязычного пространства.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Популярная вокальная музыка в российских текстовых песенниках начала XIX века
стр.104-113
В центре внимания статьи текстовые песенники начала XIX в., прочно вошедшие в домашний быт горожан. В большинстве случаев вокальная музыка, представленная в этих старопечатных собраниях, уже была широко распространена на улицах, городских праздниках, садовых концертных площадках. Популярный репертуар города включал в то время самые разнообразные жанры: русские, малороссийские, казацкие, цыганские, тирольские, военно-патриотические песни, «российские песни», а также театральную музыку — куплеты из водевилей, арии, ариетты. В статье проведен анализ структурных и жанровых особенностей текстовых песенников, ставших феноменом городской музыкальной культуры.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Особенности актуализации начала и конца сюжета в рассказе «Эвелин» Джеймса Джойса (цикл «Дублинцы»)
стр.114-119
Щербак Н.Ф., Воробьева Е А.
Цель данной статьи — проанализировать особенности реализации начала и конца сюжета на примере средств выражения пространства и времени в рассказе Джеймса Джойса «Эвелин». В рассказе «Эвелин» время и пространство персонажа и повествователя могут совпадать, а могут быть различными. При этом линеарность течения времени, характерное для традиционного нарратива, нарушена. В тексте реализуется противопоставление пространственно-временных субсистем «вечности-моря-бездны» и «мира героини», намеченный путь (от начала до конца) героиней так и не совершается.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Почтовая марка как источник по истории и культуре
стр.120-125
В статье рассматривается зарубежный опыт использования почтовой марки как источника по истории и культуре в диссертационных исследованиях; отечественный опыт проведения научно-практических семинаров по истории почты и филателии; возможности использования почтовой марки как источника по истории и культуре в музеологии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Костюм в исторической живописи России второй половины XVIII века
стр.126-136
Статья посвящена теме трактовки костюма в академическом искусстве России эпохи раннего классицизма. Особенности изображения одежд персонажей в исторической живописи второй половины XVIII в. представляют интерес для самого широкого круга исследователей и затрагивают проблемы ряда смежных дисциплин: теории и истории искусства, истории костюма, вопросы быта и характера эпохи. Ориентируясь на идеалы античного искусства, художники эпохи просветительского классицизма пытались раскрыть образы героев всемирной и русской истории во многом именно с помощью костюма. Подробный анализ произведений исторических живописцев XVIII в., в которых наиболее ярко проявилось новое видение костюма, позволяет сделать вывод о его роли как формообразующего и колористически значимого элемента исторической живописи того времени.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Языковая репрезентация медицинской информации в англоязычных текстах для пациентов
стр.137-144
Кудря С.В., Бутакова А.М.
Статья посвящена активным языковым процессам, связанным с популяризацией медицинского знания в англоязычной лингвокультуре. Языковая репрезентация фактологической, эмоциональной и оперативной информации анализируется в контексте коммуникативных задач, выполняемых текстами для пациентов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Специфика употребления лексем со значением «добрый» в произведениях современных китайских авторов
стр.145-158
Ленинцева В.А., КОРОВИНА М.А., Коровина С.Г.
Статья посвящена поиску этнокультурного своеобразия выражения душевных качеств в лексике китайского языка со значением «добрый». Основной тезис о преобладании этического критерия над эстетическим актуализируется в частотности употребления лексических единиц, содержащих лексему «добрый». Для анализа привлекается обширный аутентичный материал современной китайской художественной литературы и эссеистики. Методом сплошной выборки отобраны 52 лексические единицы, имеющие в своем составе лексему «добрый». Эти примеры анализируются с точки зрения соответствия значений используемых китайскими писателями лексических единиц их словарным дефинициям. Результаты проведенного исследования представлены в виде сводных таблиц с лексемами善, 慈 (добрый). Авторы приходят к выводу о необходимости скрупулезного семантического анализа для выбора адекватного переводческого соответствия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Фантастика как элемент художественного мышления Е. А. Нагродской
стр.159-164
В статье рассмотрена особенная роль элементов фантастики в рассказах Е. А. Нагродской (1866– 1930). Показано столкновение двух миров — мира обыденного и мира, рожденного воображением. Выявлено мастерство писательницы в использовании поэтики «удвоения мира» и воссоздании двух потоков — действительного и сверхъестественного, ирреального бытия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Движение» и «время» в творчестве Леонардо да Винчи
стр.165-179
Мельников В.А., Хохлова Д.К., Синицина И.А.
Статья посвящена творчеству Леонардо да Винчи — гениального мыслителя, уникального феномена мировой культуры. Авторы рассматривают художественно-пластические законы изобразительной грамоты «движение» и «время» в контексте «10 областей действия Леонардо да Винчи» и методики «Мыслить рисунком». Аналитический подход позволил раскрыть значение рисунка Леонардо да Винчи «Вид долины Арно» и определить его как образно-визуальное воплощение и прообраз основ кинематографа.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Наречия с семантикой итеративности как средство формирования подтекста в русском рассказе конца XIX — начала XX века
стр.180-186
В статье анализируется функциональная нагрузка наречий и наречных комплексов с семантикой итеративности в текстах рассказов А. П. Чехова и И. А. Бунина. В результате выявления семантических особенностей наречий, их синтаксической роли в предложении в связи с учетом трех типов итеративности (цикличности, интервала и узитативности) представляется возможным говорить о том, что подтекст, формируемый итеративными наречиями, совпадает с основной идейной линией автора в конкретном периоде творчества и участвует в создании идиостиля автора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Влияние современного китайского художника Доу Фэнчжи, обучавшегося в России и работающего в технике акварели, на мое творчество
стр.187-200
Статья посвящена изучению опыта обучения в России художника Доу Фэнчжи, а также становлению его творчества после возращения на родину. В статье проводится предметный анализ педагогической модели, искусства пейзажной акварельной живописи, а также наиболее ярких произведений Доу Фэнчжи. Кроме того, реализуется изучение выразительных приемов и творческого мышления в рамках авторского проекта «Причал». Композиционная структура и палитра произведений Доу Фэнчжи позволяют увидеть передачу художественной выразительности посредством цвета. Сквозь призму произведений художника автор делает вывод о том, что «ценность искусства заключается в инновациях, а традиционность и консерватизм — понятия разного порядка». В качестве основы дипломного творческого проекта «Причал» автором были использованы приемы выразительности современной живописи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Эксперименты со стилем и формой в каллиграфических работах современных сирийских художников
стр.201-209
В статье рассматривается арабская каллиграфия как часть современного сирийского искусства, исключительного по форме и содержанию, формирующего принципы, исходящие из культурного наследия и отражающие национальную идентичность. В статье прослеживается диалектика отношений между арабской каллиграфией и пластическим искусством. Выявлено четыре художественных направления в современном искусстве Сирии, которые либо опираются на традиционный почерк, либо вырабатывает самостоятельные принципы «арабского письма».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Китайские росписи в экспозиции Государственного Эрмитажа (проблема планирования методов реставрации)
стр.210-213
В статье основное содержание исследования составляет анализ процедур и шагов по реставрации Турфанских росписей, находящихся в экспозиции Эрмитажа. Основываясь на методе эмпирических исследований, в этой статье кратко описывается работа лаборатории монументальной живописи Эрмитажа. В качестве исследовательской задачи автором было определено предложение — объединить теорию с практикой, чтобы лучше защитить культурную и религиозную ценность росписей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Цифровая трансформация музыкальных периодических изданий в Китае
стр.214-223
В статье представлен анализ процесса цифровой трансформации музыкальных периодических изданий в Китае. Автор выделяет основные факторы, препятствующие полноценному осуществлению такой трансформации. Предложены соответствующие развивающие стратегии, способствующие преодолению выявленных проблем. Особое внимание уделено цифровизации журнала «Музыкальное искусство (аудио- и видеоверсия)», являющегося ведущим периодическим изданием подобного профиля в КНР.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова