Университетский научный журнал
2018. — Выпуск 38
Содержание:
Статья посвящена особенностям концепционности и стилистики симфонических произведений С. В. Рахманинова, которые определялись процессами перманентного исторического развития русского и западноевропейского симфонизма во второй половине XIX и начале ХХ вв. Проводятся типологические параллели симфоний Рахманинова и современного ему симфонизма венско-классической традиции (на примере творчества Г. Малера), позволяющие позиционировать творчество того и другого композитора как проявления эволюционных процессов, соединивших романтический XIX в. с «Новой музыкой» ХХ в. Основное содержание статьи предваряется выборочным анализом историографических построений современного отечественного рахманиноведения и малероведения.
Ключевые слова
Сегодня художественная выставка как заключительный этап успешной реализации творческого замысла является не только средством демонстрации духовной и художественной ценности произведения искусства, но она также выполняет важную функцию содействия развитию современного искусства в целом. В статье на основе краткого обзора концепции куратора г-на Ляо Чжэндина и на примере трех спланированных им китайскороссийских выставок сделана попытка проанализировать роль куратора выставки в распространении современного искусства в Китае. Особое внимание уделяется вопросам планирования и формирования концепции выставки, ее значению в развитии современного китайского искусства в целом.
Ключевые слова
В статье исследуется опыт работы рус-ских и китайских режиссеров ХХ-ХХI вв. в области придания национального стиля драматическим постановкам; осуществля-ется анализ форм, стилей и методов создания спектаклей, сочетающих в себе принципы традиционного китайского театра и новых театральных технологий Европы и России.
Ключевые слова
С момента начала новой арктической политики России в 2008 г. стратегия России в Арктике вступила в период системного развития. Два документа касательно российской политики в Арктике «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальней шую перспективу» и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» заложили основу для почти десятилетней стратегии РФ в Арктике. История формирования комплексной государственной стратегии РФ в Арктике прошла достаточно долгий путь от отдельных законопроек тов, касающихся развития Арктики в общей государственной политике и прототипов комплексной стратегии до создания конечного варианта системной стратегии, планов по продвижению и механизмов реализации этой стратегии. В 2017 г. до срока реализации стратегиче ского плана РФ в Арктике остается три года. В последние годы страна шаг за шагом добивалась прогресса в развитии транспорта, освоения ресурсов, защиты окружающей среды, международного сотрудниче ства и других намеченных целей развития в Арктике. Однако глобальные климатические изменения привели к тому, что Россия была вынуждена отложить срок реализации стратегических целей в этом регионе.
Ключевые слова
Статья посвящена исполнительской традиции партии Аль берта в балете «Жизель», ее истокам во французском балетном театре XIX в. (Ж. Перро, Л. Петипа), творческому развитию и обогащению в русском балете XIX-XX вв. (В. Нижинский, Б. Шавров, К. Сергеев, Н. Долгушин). Статья выполнена на основе культурно-исторического метода с использованием метода сравнительного анализа. Теоретико-методологичес кой основой исследования послужили работы выдающихся историков балета В. Красовской, Ю. Слонимского, А. Геста. Проанализированы новые тенденции, которые возникли в искус стве русских танцовщиков XX в., исследованы основные этапы эволюции образа главного героя в русском балетном искусстве XX в., предложено объяснение причин, побудивших Б. Асафьева создать в 1914 г. новую версию музыкального финала спектакля, закрепившуюся в русском и зарубежном искусстве XX в
Ключевые слова
В статье рассматривается процесс географического освоения и изучения территории Европейского Северо Востока в конце XVIII - начале XIX в. Подчеркивается разноплановость и неравномерность изучения отдельных компонентов географических систем.
Ключевые слова
Статья представляет собой краткое и наглядное описание основных этапов построения струнных инструментов на примере скрипки и смычка. Кроме того, в ней рассматриваются наиболее значительные направления в творчестве итальянских и других европейских мастеров, создававших превосходные музыкальные инструменты. Знание индивидуальной манеры работы мастера или отличительных признаков школы поможет скрипачу ориенти роваться как в подлинности, так и в оценке инструмента. Ста тья может быть интересна не только студентам музыкальных вузов в рамках курса «История исполнительского искусства», но также преподавателям, артистам оркестров, коллекционерам и любителям скрипичной музыки.
Ключевые слова
В статье рассмотрены этапы формирования и развития специальной области музыкознания - теории фактуры. В настоящий момент объектом изучения фактурологии являются процессы организации звуковой ткани. Активизация развития теории фактуры в XX в. обусловлена современной композиторской практикой. Предложены формы практических работ в курсе гармонии
Ключевые слова
В статье исследуются особенности питания современных городских жителей Чукотки, связанные с приобретением и распределением продуктов. Выделяются несколько стратегий обеспечения себя пищевыми ресурсами: 1) использование локального знания о качественных и доступных по цене продуктов в магазинах города; 2) осуществление промысловой хозяйственной деятельности: рыболовство, собирательство и охота; 3) покупка продуктов питания у частных лиц по знакомству или по интернету; 4) натуральный обмен с родственниками и друзьями из национальных сел Чукотки, а также гостевание у них. Выделение особой категории «чукотской» пищи выступает важным мотивирующим фактором обращения к разнообразным способам получения необходимых для людей продуктов питания.
Ключевые слова
Статья посвящена современному искусству саунд-арт как важной составляющей дизайна мультимедиа. Обозначены раз ные аспекты рассмотрения саунд-арта для развития теории дизайна в области мультимедиа. Применяются эмпирические и общелогические методы и приемы исследования. Обозначена область применения результатов - проектная практика дизайнера мультимедиа, подготовка специалистов данного направления. Новизна состоит в обосновании целесообразности поиска новых композиционных решений, принципа структурирования и формообразования мультимедийного пространства, основан ных непосредственно на выразительных средствах саунд-арта. Подчеркнута важность изучения саунд-арта для расширения палитры композиционных и выразительных средств дизайнера и углубления теории дизайна в области мультимедиа.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема интерпретации музыкального произведения с точки зрения герменевтики. Целью работы является выявление факторов, влияющих на создание интерпретации музыкального произведения в хоровом исполни тельстве. Рассмотрено понятие «музыкальное сознание» как важный компонент в структуре личности музыканта-исполнителя, хорового дирижера. Выделены этапы возникновения интерпретации в хоровом исполнительстве. В контекст статьи включен пример анализа кантаты Г. Свиридова «Курские песни» с точки зрения способов понимания текста с позициигерменевтики.
Ключевые слова
В статье анализируются новые заимствования в русском языке рубежа веков, их деривационный потенциал, активность интернациональных основ и формантов, связанная с влиянием главным образом английского языка, особенности функционирования и процессы адаптации в современном русском языке.
Ключевые слова
В статье анализируется история создания и вопросы исполнительской трактовки одного из шедевров рахманиновской вокальной лирики. Романс «Сирень» рассматривается в контексте анализа композиторского стиля Рахманинова и поэтического текста Бекетовой в их единстве. Также затрагивается вопрос о роли фортепианного сопровождения в романсе.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме влияния на художественное мышление китайских композиторов тенденций зарубежной музыки. Основное внимание уделено фортепианному творчеству Ван Цзяньчжона, внесшему выдающийся вклад в китайскую музыкальную культуру ХХ - начала XXI в. Выявлены найденные Ван Цзяньчжоном пути соединения традиционной китайской и зарубежной музыки, способствующие обогащению тезауруса компо зитора. Рассмотрены способы интеграции пентатонного лада и додекафонии как одна из предпосылок яркого стиля композитора, высокой художественной ценности и профессионального уровня его музыки. Показано большое влияние на фортепианное искусство в Китае сочинений автора, созданных с использованием новых технологий.
Ключевые слова
В статье анализируются вокальные и фортепианные опусы Шумана, обращенные к юношеству. «Альбом песен для юношества» и фортепианный сборник «Альбом для юношества» сопоставляются в образном, структурном и исполнительском планах. Отмечается большая значимость музыки композитора в области воспитания молодых вокалистов, затрагивается вопрос исполнительской судьбы обоих опусов.
Ключевые слова
В рамках архитектоники цикла И. А. Бунина «Темные аллеи» рассказ «Поздний час»1 занимает одну из ключевых позиций - он завершает первый раздел книги и таким образом принимает на себя определенные концептуальные задачи. Именно он мог бы открывать книгу и «поменен» местами с рассказом «Темные аллеи». В статье дается подробный анализ художественного мира в рассказе «Поздний час»: полихронотоп, концепт «память», мотив любви и смерти, мотив пути и т. д.
Ключевые слова
В статье проводится герменевтический анализ «петербургского» произведения Н. В. Гоголя «Женитьба» на предмет присутствия в тексте «малороссийского» элемента, осмысляемого в акте преодоления лиминального пространства и связующего славянские приметы, онтологическую философию, идею преображения человека в восприятии Григория Саввича Сковороды, уясняя и удерживая гоголевский экилибр проницательности в раскрытии связи понятий «быт» и «бытие» при постановке метафизических вопросов, качественно характеризующих христианское миропонимание писателя.
Ключевые слова
Вводные и вставные компоненты неоднократно подвергались лингвистическому исследованию, однако они редко рассматривались в дискурсе одного автора. В публицистике Ю. М. Лотмана они выражают субъективную модальность, организуют высказывание. Особенный интерес представляет взаимодействие данных компонентов. Вставные компоненты, включающие вводные, могут быть синтагматически связанными или не связанными с основным высказыванием. Контаминация вводных и вставных компонентов в публицистике Ю. М. Лотмана выражает индивидуальность автора и создает ощущение его живого общения с адресатом.
Ключевые слова
В статье рассмотрена роль цветовых прилагательных в организации художественного текста. На материале одного из ранних рассказов Ю. Казакова показана значимость колоративов для создания импрессионистической картины. Лексические единицы поля цвета выступают в неразрывном единстве с полем света, которое выявляет и подчеркивает цвет в описаниях природы, городского пространства, вносит дополнительные смысловые оттенки при передаче эмоциональных состояний. Повторяющиеся лексические единицы исследуемого поля выступают в роли значимых для всего текста лейтмотивов.
Ключевые слова
В статье описывается метод «саньфэн суньи» как основа ладовой системы в фортепианной музыке Китая. Показаны приемы художественной обработки народной музыки и использование лада пентантонического характера в качестве основного строя аранжировки.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу специфики «антиэстетических натюрмортов» чешского фотографа-сюрреалиста А. Ножички в контексте концепции бесформенного французского философа Ж. Батая. Идея бесформенного, получившая комплексное теоретическое осмысление в работе Р. Краусс и И.-А. Буа «Бесформенное: руководство пользователя» (1997), является одним из ключевых аспектов концептуальной специфики современного искусства. Автор приходит к выводу, что «антиэстетические натюрморты» А. Ножички 1960-х гг. являются характерным примером рецепции категории бесформенного в сюрреалистической фотографии, актуализируя такие его аспекты как «низкий материализм», «горизонтальность», «пульс» и «энтропия». Автор заключает, что «антиэстетические натюрморты» нивелируют вертикаль культуры и делают объектом искусства то, что традиционно исключено из сферы социального и эстетического, утверждают желание и смерть как единственную подлинную реальность и упорно сопротивляются любым интерпретациям.
Ключевые слова
В статье рассматривается современная англоязычная историография по вопросу религиозной политики второй половины XVII в. в Англии. Выделяются основные методологические подходы в исследованиях. Представлен обзор основных трудов англоязычных исследователей XXI в., подробно анализируются данные, имеющие отношение к религиозной политике второй половины XVII в. Автор приходит к выводу, что для современной англоязычной историографии характерно изучение региональных и локальных религиозных аспектов, включение в область исследования территории Шотландии и Ирландии. В изучении данного вопроса взаимодействуют и сосуществуют различные методологические направления - ревизионистское, социально историческое, либеральное.
Ключевые слова
В статье показано, как идеолог и вдохновитель консервативно-революционного движения Артур Меллер ван ден Брук рассматривал «русский нигилизм» в рецепции Достоевского. Автор статьи дает общую историю первого собрания сочинений Достоевского на немецком языке и переходит к анализу трех предисловий Артура Меллера ван ден Брука, написанных к роману «Бесы» до и после Первой мировой войны. Также представлен краткий обзор истории понятия «нигилизм» в русско-немецком контексте. Автор приходит к выводу, что ввиду исторических событий и своих идеологических взглядов Меллер ван ден Брук переходит к политической рецепции романа, по степенно дистанцируясь от фигуры Достоевского и утверждая свою точку зрения на историю нигилизма в России.
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению феномена двойничества в фор тепианных сонатах К. М. Вебера. Художественное двойничество, синтезировав в себе такие категории, как двоемирие, двойник, явилось одним из доминантных категорий художественного мира сонат композитора. В четырех фортепианных сонатах Вебера двойничество проявилось как на уровне раздвоения художест венного пространства на мир реальный/идеальный, реальный/ фантастический (двоемирие), так и на уровне системы образов персонажей (образы двойников).
Ключевые слова
В статье рассматривается вопрос о полигамии македонских царей династии Аргеадов. Подробно разбираются брачные союзы Филиппа II и Александра Македонского, анализируются имеющиеся источники по этой проблеме, обращается внимание на взаимосвязь персидской и македонской брачной политики. На основании приведенных источников и литературы делаются выводы, что практика полигамии не была распространена среди первых македонских царей, браки Филиппа II являлись политическими выгодными союзами, но не были полигамными, в отличие от браков Александра Македонского, который ориентировался в брачной политике на персидских царей, практиковавших полигамию. И в процессе создания своей державы Александр, по примеру Ахеменидов, вступал в браки с дочерями прежних правителей. Также сделан вывод о том, что не все приемники Александра были полигамны.