Сервис plus
2017. — Выпуск 3
Содержание:
В статье представлены исследования водных рекреационных ресурсов Белгородского региона. Установлено, что Белгородская область относится к числу маловодных регионов России, однако внутренние водоемы достаточно широко применяются в туристской индустрии и развивают отдых вблизи водоема. В настоящее время на территории области развитие водного туризма наиболее перспективна на реках Оскол, Северский Донец, Тихая Сосна, Ворскла, Сейм, Псёл и водохранилищах - Старооскольском и Белгородском. Авторами статьи проанализированы особенности водных объектов региона с целью их использования в туристской индустрии, выявлены наиболее оптимальные водные рекреационные объекты. Сейчас их используют для организации и проведения различных видов элементарных рекреационных занятий: купание и отдых в теплое время года, отдых у водоема в прохладный период, катание на катерах, прогулочных лодках, гидроциклах, моторных лодках, водных велосипедах, водных лыжах. Произведенная оценка природного рекреационного потенциала реки Оскол Белгородского региона раскрыла перспективные возможности использования водного ресурса для разработки нового туристического продукта. Новый водно-оздоровительный тур «Байдарочный сплав по реке Оскол» для размеренного семейного и спортивного отдыха позволит познакомиться с традициями и бытом местности, познать местную культуру. Разработанный и апробированный туристский маршрут неповторим и по-своему колоритен. Тур «Байдарочный сплав по реке Оскол» будет содействовать развитию индустрии туризма на территории области, туристам предложат романтическое туристское путешествие, связанное с солнцем, водой, общением с дикой природой и познанием окружающей природной среды, а туристические фирмы смогут повысить эффективность своей деятельности.
Ключевые слова
На современном уровне развития экономических систем и трансформации общественных отношений все большее внимание уделяется развитию инновационных форм ведения хозяйственной деятельности во всех отраслях и секторах национальной и мировой экономики. Одной из таких форм следует признать кластерные структуры, находящие широкое применение как в сфере промышленности и аграрного сектора, так и в условиях сервисной экономики. Появление туристских кластеров является вполне закономерным результатом данного процесса, что находит свое подтверждение не только в теоретических изысканиях ученых, но и в отечественной и зарубежной практике. Благодаря созданию кластера удается максимизировать результативность использования туристских ресурсов с целью обеспечения эффективного функционирования конкретной дестинации в процессе удовлетворения запросов потребителей туристско-рекреационных услуг. Особое внимание при разработке и реализации кластерных инициатив следует обращать на состав и структуру данного образования. Важным участником любого туристского кластера, по мнению авторов статьи, следует признать туристско-информационные центры. Как показывает зарубежная практика, туристско-информационные центры можно признать неким ядром туристского кластера, благодаря которому происходит синхронизация и гармонизация усилий всех заинтересованных сторон. Авторами на основе собственной методики было проведено комплексное исследование экспертного мнения представителей туристского бизнеса относительно функционирования региональных туристско-информационных центров с сопутствующей инфраструктурой в условиях туристского кластера. Полученные репрезентативные данные позволили сформулировать ряд выводов относительно повышения конкурентоспособности туристского рынка в условиях конкретных муниципальных районов Ленинградской области с учетом политики управления туристскими дестинациями на основе принципов кластеризации.
Ключевые слова
В статье исследуются проблемы повышения качества услуг при перевозке туристов автомобильным транспортом. К категории таких услуг в составе туристского продукта относятся: трансфер; перевозка туристов по маршрутам короткой, средней и дальней протяженности; экскурсии на автотранспорте. Анализируя работы зарубежных и отечественных учёных, авторы делают вывод о том, что целенаправленные научные исследования в данном направлении в постсоветский период не проводились. В работе представлены основные приёмы и результаты исследования роли туроператоров (турагентов) и автоперевозчиков в обеспечении качества услуг в процессе перевозки туристов. В статье разработана методология повышения качества туристских услуг населению с использованием автотранспорта, которая включает в себя: определение показателей качества услуг, предоставляемых туроператорами (турагентами) и автоперевозчиками. Важная особенность некоторых показателей качества обслуживания туристов заключается в том, что они не только отражают определённый признак качества, но одновременно оказывают влияние на уровень качества, повышая или понижая его. В рамках методологии выявлены и проанализированы факторы, оказывающих влияние на индикаторы уровня качества туристских услуг с применением автомобильного транспорта; выделены наиболее значимые факторы влияния, формы их проявления. Методология включает в себя рекомендации туроператорам по выбору наиболее подходящего автоперевозчика, а также методику мониторинга поведения, физического состояния водителей транспортных средств и технического состояния автотранспорта. Разработанные методы повышения качества туристских услуг, оказываемых автомобильным транспортом, позволяют повысить качество туристских услуг, сократить количество туристов, попадающих в дорожно-транспортные происшествия по вине работающих с туроператорами автоперевозчиков или принимающих фирм.
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению самостоятельного туризма как эффективного средства инкультурации личности, предполагающей факультативное освоение и усвоение ценностей отечественной и иных культур. В процессе инкультурации происходит аккумуляция и трансляция ценностных представлений личности о социуме, исторических событиях, культурном наследии. При этом культура во всем многообразии форм ее проявления выступает как один из основных элементов туристского интереса, доминанты туристской деятельности. Самостоятельный туризм как вид социально-культурной деятельности, отражающий индивидуальные интересы человека, в том числе связанные с постижением отечественных и мировых ценностей культуры, обеспечивает процесс инкультурации личности. В работе определены основные социально-культурные функции самостоятельного туризма, позволяющие реализовывать ключевые аспекты инкультурации, а также выявлена специфика проявления функций в различных разновидностях самостоятельного туризма. В ходе эмпирического исследования, результаты которого представлены в статье, выявлялись социально-демографические характеристики самостоятельных туристов; определялась структура мотивов участия туристов в самостоятельно организованном путешествии; изучался комплекс социально-культурных потребностей самостоятельных туристов и степень их включенности в процесс инкультурации. Эмпирические данные позволяют констатировать, что инкультурация, которая обеспечивается различными способами участия человека в разнообразных формах и видах социально-культурной активности, весьма продуктивно осуществляется в процессе самостоятельного туризма. Самостоятельный туризм, динамично развивающийся в последнее время, обеспечивает такие аспекты инкультурации, как непрерывное просвещение в факультативных формах; освоение многообразия интерпретаций культурного наследия; реализацию самостоятельными туристами всего спектра их досуговых потребностей (познавательных, творческих, коммуникативных и иных); стимулирование активности путешественников в процессе освоения, трансляции, сохранения ценностей культуры.
Ключевые слова
В современных экономических условиях банковские организации все большее значение начинают придавать не только основным функциям, связанным с обращением и приращением капитала, но и дополнительным функциям, таким как финансовое обслуживание физических и юридических лиц. В этой связи существенно меняется и стратегия развития банков - она должна быть направлена на обеспечение не только банковской ликвидности, но и экономической устойчивости в целом, составляющими которой являются эффективность и конкурентоспособность. Для выработки новой стратегии банковской организации необходима качественно иная информация, что требует пересмотра не только источников ее сбора, но и обработки, и обобщения, то есть методики проведения анализа. Это актуальная задача, стоящая перед банковским сообществом, и определила основное содержание настоящей статьи. Автором предлагается рассмотреть возможность изменения подходов к методике проведения комплексного анализа деятельности банковской организации. По мнению автора, комплексный анализ должен включать два блока: первый связан с определением стратегического положения банка, второй - с оценкой эффективности деятельности организации. При этом первый блок объединяет в себе анализ основных стратегических альтернатив, основанный на выявлении и оценке степени влияния факторов внешней и бизнес-среды и бизнес-процессов. В составе второго блока необходимо, в частности, дать оценку ресурсного потенциала; затрат и результатов; финансового состояния; качества услуг и уровня сервиса. Личным вкладом автора в совершенствование методики комплексного анализа следует считать уточнение состава экономических показателей для оценки стратегического положения, конкурентоспособности, бизнес-процессов, а также их интерпретацию.
Ключевые слова
В условиях глобализации мировой экономики интенсивное развитие получила сфера услуг, в частности, индустрия кино. Киноиндустрия является одним из важнейших секторов современного мирового рынка услуг. Вместе с тем, развитие этой отрасли в России сопряжено с воздействием ряда негативных факторов, связанных со слабой конкурентоспособностью отечественной кинопродукции. В статье рассмотрены возможности государственной поддержки российского кинематографа на основе опыта ведущих зарубежных стран. Предметом данной статьи являются тенденции государственного регулирования индустрии отечественного кино, в основе чего лежит опыт ведущих развитых стран в данной сфере. Цель статьи - анализ и обобщение проблем повышения конкурентоспособности отрасли кино в России на основе внедрения специальных, уникальных механизмов ее поддержки со стороны государства. В результате исследования был выявлен ряд проблем развития отечественной киноиндустрии, в частности, несовершенство механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, отсутствие систем продвижения производимых в России фильмов на зарубежные рынки, дифференциация регионов по уровню развития инфраструктуры киноиндустрии. Решение данных проблем ограничено слабой вовлеченностью иностранных инвесторов в развитие киноиндустрии, а также слабым развитием специальных механизмов субсидирования кинопроизводителей.
Ключевые слова
Статья посвящена теории и практике советского конструктивизма как творческой концепции в дизайне ХХ века в контексте теории «производственного искусства». Предмет исследования - теоретические положения, которые были реализованы в особых методах проектирования, и проекты прозодежды и конструктивистских тканей - пример практической реализации идей конструктивизма. Целью исследования является рассмотрение конструктивизма как творческой концепции в дизайне - с точки зрения особенностей формирования его теоретических оснований и методики проектирования. Гипотеза исследования - метод конструктивизма, возникший под влиянием концепции «производственного искусства», в числе прочего, предполагал активное применение графического метода формообразования и методов программированного комбинаторного формообразования, которые были обусловлены творческим опытом в области беспредметной живописи. В исследовании были применены культурологический подход, рассматривающий проектную деятельность конструктивистов в тесной связи с реалиями эпохи, системный подход, позволяющий выявить связь эстетических теорий с конкретной практикой дизайн-проектирования, искусствоведческий анализ в описании проектов конструктивистов. В работе доказано влияние теории «производственного искусства» на формирование концепции конструктивизма, проанализированы истоки и особенности метода конструктивизма, особенно графического метода формообразование и методов программированного формообразования. Проведено сравнение концепций конструктивистов с тенденциями развития дизайна костюма ХХ в. Были выявлены «слабые места» концепции и метода конструктивизма, ставшие одной из причин невозможности в полной мере реализации проектов на практике. Впервые были выявлены причины неудач в проектировании костюма, связанные не с идеологическим установками, а с самим творческим методом. Результаты исследования заполняют недостаточно разработанные области в истории конструктивизма. Поскольку методы конструктивизма сохраняют свою актуальность и для современного дизайна, результаты исследования могут быть применены в преподавании профессиональных дисциплин направления подготовки 54.03.01 «Дизайн».
Ключевые слова
В статье рассматривается один из ключевых вызовов глобального мира - проблема творческой самореализации личности как способа бытия человека в рамках кросскультурного взаимодействия. Теоретико-методологической базой исследования выступает концепция реконструирования творчества, раскрывающая особенности современной социокультурной ментальности и моделирующая комфортную безбарьерную интернациональную среду. Показана слабая жизнеспособность мультикультурализма в контексте межкультурной коммуникации и необходимость адаптации личности к новой реальности через самоактуализацию и самореализацию ее возможностей и ресурсов посредством творчества. В работе описана культурно-историческая трансформация творчества как способа самоосуществления человека в культуре. Творчество, являясь базовой смысложизненной установкой, рассмотрено в качестве конституирующего звена регулирования этносоциальных процессов. Отмечена актуальность вопроса культурногообъективизма, создания личностью посредством своих духовных сил и способностей социальной программы«распредмеченных» смыслов культуры посредством творчества, рассматриваемого как преодоление культурной замкнутости, выхода в иные культурные пространства, с учетом культурно-исторической трансформации. Предложена модель перехода к высшей стадии эффективности кросскультурного взаимодействия через творчество, которая опирается на методологию реконструирования творческих процессов в социокультурном пространстве. Для реализации адаптационного потенциала данной модели выделены наиболее релевантные показатели потенциала самореализации мигрантов и представителей принимающего сообщества. Сделан вывод о том, что для раскрытия потенциала контекстной среды, как носителя возможных свойств, способствующих проявлению смысла человеческой деятельности, необходимо создание релевантной модели эффективной кросскультурной коммуникации и культурной миграции, фундаментом которой выступает творчество как способ самоосуществления человека в культуре.
Ключевые слова
«Понимание» представляется когнитивным процессом умственного означивания ресурсом герменевтики. Особое внимание уделяется оценке таких составляющих данного процесса, как распознавание смыслов в коммуникативной среде, организация текстов, размерность ситуаций, апелляция к сверхтекстовым смысло-значимостям. Авторы подчеркивают, что формальная организация текста управляется канонами внутрисистемной логики, ориентирующей на выполнение прозаических или поэтических произведений. Первые отличает прямо направленная речь; вторые - возвратный, ритмический способ выстраивания речи с периодическими повторами, сопряжениями, подобиями чередующихся рядов. Важное место в статье отводится сюжету, представляющую способ раскрытия содержания, развертывания темы, изложения фабулы через уяснение системы действий - интеллектуальных, поведенческих движений в ходе повествования о случающемся. Складывается генеральная культурная модель, центрирующая «факт с глубокой идейной подоплекой», - очерчиваемый круг явлений (онтологический базис) сцепляется с творческой манерой его преимущественного освоения (эпистемологический базис). Так форматируются и переформатируются категориальные ареалы, вводящие предельно широкие типажи мировидения: каузализм, телеологизм, функционализм, историзм, пробабилизм и т.п.
Ключевые слова
Кто является виновником греха: тело или душа? Является ли тело субъектом или только послушным объектом манипулирования со стороны души? Есть ли у тела свои интересы, не совпадающие с целями и смыслами жизни человека? С какой точки зрения тело является субъектом, в каком отношении? Сущность человека связана с двумя неравноправными субъектами, интересы которых могут не совпадать, и даже быть противоположными. Время и ритмы существования могут также различаться, поскольку тело тратит энергии больше, чем душа, а время есть трата энергии. Поступки тела детерминированы («эгоистичный ген»), тогда как поведение души не всегда имеет связь с причинами. Различение двух субъектов позволяет высказать предположение о том, что у человека две души. Одна душа (эго) принадлежит телу и связана с генетической информацией родителей, другая соединяется с телом младенца в утробе матери, приходя из иного, духовного мира. Душа тела смертна, а душа духа после смерти тела покидает его и продолжает существовать в ином мире, ожидая нового воплощения.
Ключевые слова
В статье описывается практика убаюкивания в современной городской культуре, а также те речевые формы и невербальные составляющие, которые её сопровождают. Материалом для исследования послужили интервью с матерями и отцами, записанные в Санкт-Петербурге в период с 2008 по 2015 годы. В процессе полевого исследования было составлено 37 таких записей (33 женщины, 4 мужчин). Интерес представляло то, какие тексты исполняются в качестве колыбельных, что ощущают родители во время убаюкивания и как реагируют на неё дети. Выявлено, что в качестве колыбельной исполняются самые разнообразные тексты и мелодии, которые информантам исполняли в раннем возрасте, восходящие к различным жанрам и относящиеся к разному времени (включая современные). Репертуар связан в основном с личным опытом исполнителя. Взрослые поют детям то, что сами усвоили в детстве, фольклорные колыбельные, знакомые по детским изданиям, популярные шлягеры или песни военных лет, усвоенные в школьном хоре. Выбор того или иного текста, исполняемого в качестве колыбельной, может быть связан с состоянием эмоционального комфорта и спокойствия убаюкивающего. Таким образом, колыбельная песня в равной степени адресована обоим участникам ситуации: как младенцу, так и самому исполнителю. Используя определенные стратегии (укачивание, напевание), родители также получают доступ к собственным переживаниям и возможность управлять ими. Отметим, что текстовое содержание колыбельной не столь важно как для ребенка, так и для взрослого. Потребности детей в первую очередь исходят из ритмики и мелодики исполняемого произведения. Отсюда также можно сделать вывод, что колыбельная песня является одним из способов работы с внутренним состоянием исполнителя.
Ключевые слова
В статье ставится и решается актуальная для современного психологического знания задача общеметодологического характера - концептуального оформления понятия одаренности. Решение этой задачи позволит создать целостную систему исследования феномена одаренности, которая смогла бы адекватно отобразить его качественное своеобразие. Гипотеза исследования состояла в том, что поставленная задача может быть решена путем использования ряда познавательных процедур, в частности, таких как анализ понятийного аппарата, обозначение границ феномена одаренности и выделение основных подходов к его познанию. Избранная методология позволила установить, что понятие одаренности отражает, с одной стороны, не в полной мере теоретически отрефлексированное понимание сущностных характеристик одаренности, а с другой, устоявшиеся в психологии многочисленные и разнообразные представления об этом феномене. В силу наличия ряда смежных понятий границы анализируемого в статье понятия оказываются размытыми, что делает значимой задачу детального анализа смысловой структуры одаренности, которая складывается из предложенного автором перечня его определяющих характеристик. Данный подход обладает серьезным эвристическим потенциалом, позволяет выявить причины многообразия подходов к исследованию одаренности как целостной системы и таким образом существенно расширить возможности его познания. Выделенные в результате исследования подходы по-разному трактуют одаренность, ее природу и структуру. Этот факт подтвердил предположение о том, что наличие огромного числа теорий одаренности является следствием не только и не столько существующих многообразных проявлений феномена одаренности. Речь следует вести о различиях философских оснований этих подходов.