В соответствии с существенными изменениями, происходящими в области организации туриз- ма в современных условиях, целесообразно рассматривать самостоятельный туризм как одно из наиболее перспективных направлений развития не только туристской сферы, но и сферы госте- приимства, культуры, досуга. В связи с активным развитием самостоятельного туризма особое значение имеет обоснование методологических подходов к раскрытию его сущности; исследование предпосылок к становлению и развитию данного вида туризма в России и за рубежом; изучение со- циально-культурных аспектов самостоятельного туризма как популярного вида досуговой актив- ности личности, а также выявление его специфических признаков. Раскрытие сущности и специ- фики самостоятельного туризма наиболее продуктивно, как минимум, в двух аспектах. С одной стороны, появление самостоятельного туризма отражает динамику потребительского поведения в изменяющихся экономических условиях в сторону большей самостоятельности и независимости от туристских предприятий. С другой стороны, данный вид туристской деятельности необходимо рассматривать в системе форм и направлений досуговой активности человека; как инструмент удовлетворения широкого спектра досуговых потребностей и интересов личности, способ ее инкуль- турации. Характеристика основных черт самостоятельного туризма, определение его сущности и функций именно в контексте социально-культурной деятельности человека открывает перспек- тивы для всестороннего системного изучения условий функционирования данного вида туризма и условий его дальнейшего развития. Самостоятельный туризм будет неуклонно и стремительно эволюционировать как одна из разновидностей индустрии досуга, направленная на удовлетворение и развитие потребностей личности в духовно-культурном развитии, познании, коммуникации, ре- креации. Социально-культурное содержание во многом является качественной характеристикой самостоятельной туристской деятельности и выступает важнейшим средством приобщения ту- ристов к культуре, развивающим и порождающим у них новые духовные потребности.
Сервис plus
2016. — Выпуск 3
Содержание:
Несмотря на некоторую активизацию работы региональных и местных властей, равно как и про- активную позицию туроператоров в некоторых арктических регионах России, а также на общее смещение фокуса на внутренний туризм в связи с внутриэкономическими и внешнеполитическими потрясениями последних двух лет, реальных подвижек в полярном туризме в России не так и много. Что объясняется системными и труднопреодолимыми проблемами развития данного макрорегиона. Их разрешение займет не одно десятилетие. В этих условиях правильнее было бы говорить о необхо- димости фокусирования усилий как государства и муниципалитетов, так и бизнеса на тех регио- нах, которые уже сейчас обладают не просто абстрактным потенциалом с точки зрения турист- ских ресурсов, а реальной конкурентоспособностью для удвоения-утроения турпотока в пределах пяти-семи лет благодаря таким социально-экономическим и продуктовым элементам конкуренто- способности, как положительная динамика региональной экономики, положительная демография, достаточность общих и непосредственно связанных с туризмом инвестицй, сравнительно развитая инфраструктура, транспортная доступность, ценовая конкурентоспособность турпродуктов (под последней в текущих условиях можно понимать возможность уложиться в 60-70 тыс. рублей за 7-10-дневный тур с бюджетной экскурсионной составляющей). Если анализировать обозначенные параметры в совокупности, то, как представляется авторам, на сегодняшний день можно гово- рить об особой перспективности и достаточно высоком уровне внутрироссийской и международ- ной конкурентоспособности только двух дестинаций Заполярья - Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. В рамках представленной работы авторы приводят аргументы относительно того, что именно эти два региона могут выступать арктическими дестинациями первостепенной значимости, поскольку именно в них реально достигнуть амбициозных целей по повышению массово- сти внутреннего и въездного арктического туризма в действительно обозримом будущем.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам взаимодействия транспортного комплекса России и туристской ин- дустрии. В материалах статьи транспортный комплекс рассматривается как один из ключевых факторов развития туристской индустрии страны. В этой связи сформулирована гипотеза, что управление формированием транспортного комплекса с учетом потребностей туристской инду- стрии способно оказать благоприятное воздействие на туризм в целом, обеспечить транспортную доступность новых туристских направлений, содействовать развитию новых форм туризма и спо- собствовать развитию социальной и экономической сфер страны. Главная проблема, сформулиро- ванная в статье, заключается в несоответствии развития и функционирования транспортного комплекса и туристской индустрии. Для подтверждения гипотезы был проведен анализ современ- ных исследований, посвященных тематике взаимодействия транспортного комплекса и турист- ской индустрии. Проанализирована статистика российского пассажиро- и грузопотока по видам транспорта за период 1970-2014 гг. В итоге были сформулированы предложения по совершенство- ванию взаимодействия между транспортным комплексом страны и туристской индустрией, ос- новные из которых следующие. Основные усилия при низком уровне развития как транспортной, так и туристской отраслей должны быть направлены на развитие транспортного комплекса страны. Для эффективного развития транспортного комплекса необходима организация тесного взаимодействия как транспортной, так и туристской сфер, развитие взаимодействия между госу- дарственными и частными управляющими структурами. Развитие транспортного комплекса через формирование спроса со стороны туристских организаций на транспортные услуги представляется малоэффективным, потому что основную роль в формировании доходов транспорта играет фактор пассажиропотока, который зависит в первую очередь от уровня доходов населения.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию относительно новой тенденции для российского рынка туриз- ма - динамическому пакетированию туров. Под динамическим пакетированием туров понимается формирование туров в реальном времени на одной площадке под запросы конкретного пользователя с актуализацией цены и мест. В современной науке понятие динамического пакетирования туров не разработано и не находит должного отражения в трудах ученых, несмотря на то, что в период кризиса и изменения бизнес-моделей взаимодействий на рынке туризма инновационные формы от- ношений могут положительно повлиять как на отдельных предпринимателей, так и на отрасль в целом. Исходя из вышесказанного, основной задачей исследования был анализ форм применения динамического пакетирования туров в российской туристской деятельности. На основе данного анализа было выявлено четыре типа компаний, которые используют динамическое пакетирование туров на российском рынке: 1) компании, которые используют динамическое пакетирование для расширения ассортимента своих услуг, 2) компании, которые используют динамическое пакетиро- вание как основу своей деятельности, иностранные туроператоры, которые работают полностью онлайн, и для них динамическое пакетирование - инструмент деятельности, и, наконец, глобаль- ные дистрибутивные системы, которые благодаря своей мощной площадке онлайн-бронирования ис- пользуют динамическое пакетирование туров для привлечения новых клиентов и повышения объемов продаж. В статье делается вывод о преимуществах использования динамического пакетирования в современных российских условиях как для бизнеса и потребителей, так и для отрасли в целом.
Ключевые слова
Детско-юношеское направление как самостоятельный сегмент сферы туризма имеет продолжи- тельную историю во многих развитых странах как в организованной форме при поддержке соот- ветствующих органов государственного и территориального управления, так и в самодеятельном русле. Однако для большинства развивающихся государств он представляет собой относитель- но новое явление, формы и механизмы проявления которого могут существенно отличаться друг от друга. Авторы статьи, в соответствии с приоритетными направлениями научных изысканий Санкт-Петербургского государственного экономического университета, в качестве объекта сво- его исследования выбрали текущее состояние и перспективы развития сферы детско-юношеского туризма Чили. В статье представлена краткая характеристика истории и трансформации сфе- ры туризма Республики Чили, дана оценка инвестиционной привлекательности Чили на региональ- ном туристском рынке, а также сформулированы и обоснованы ключевые тенденции современного детско-юношеского туризма: использование современных информационных технологий; разработка и реализация комплексных программ для детей и молодежи; развитие семейного туризма; популяри- зация научного туризма для детей и подростков.
Ключевые слова
Для формирования научно обоснованных подходов к совершенствованию управления киноиндустри- ей необходимо провести анализ её современного состояния с тем, чтобы выявить наиболее острые проблемы отрасли и неиспользованные возможности для дальнейшего динамического и эффектив- ного развития. Анализ состояния и тенденций развития российского кинобизнеса, особенностей его исторического развития и исследование логики протекающих в нём взаимосвязанных процессов яв- ляются актуальными предпосылками для решения задачи формирования системы управления риска- ми реализации кинопроектов, поскольку во многом эти риски обусловлены спецификой российского кинематографа и особенностей его функционирования. Статья посвящена анализу современного состояния отечественной киноотрасли, на основе которого можно делать вывод о необходимости совершенствования управления. Автор статьи анализирует основные экономические показатели индустрии и описывает главные тенденции в развитии, положительные и отрицательные тренды. Скрупулезному рассмотрению подвергаются такие показатели, как динамика проката фильмов на российском кинорынке, с разделением на процентное соотношение фильмов отечественного и за- рубежного производства, посещаемость кинотеатров в России, количество кинотеатров и от- дельных кинозалов в стране, кассовые сборы российских и иностранных кинопроектов, производ- ственные мощности киностудий и т.п. Подробный анализ статистических данных за последние 10 лет позволяет автору статьи сделать главный вывод о возникновении реальных предпосылок для формирования и развития на научной основе систем менеджмента в целом и риск-менеджмента в частности при производстве российских кинопроектов.
Ключевые слова
Статья посвящена актуальной проблеме связи информационных процессов в контексте сетевых связей и феномена информационного капитала, рассматриваемого в его социальных и экономических аспектах. Изменения в структуре интеллектуального капитала направлено на создание самоиници- ирующей среды. Превращение интеллектуального капитала в информационный капитал выступает важным фактором получения дополнительного дохода компанией, использующей информационный капитал в различных его формах. Авторы затрагивают несколько насущных вопросов: значение ин- формации, ведущей к уменьшению неопределенности; определение реальной стоимости информации; с чем сталкиваются компании, планирующие покупку требуемой информации. Применяя систему Интеллектуально-концептуального синтеза альтернативных решений (ИКСАР), современное раз- витие информационных технологий допускает синтез решений, включающих интегральные ответы на проблемные ситуации. ИКСАР можно взять за основу технологии стратегического функциони- рования и планирования при анализе проблемных ситуаций. Рассматриваемая проблема существует на стыке экономического и социального уровней социально-экономического бытия и актуализирует определенные социальные противоречия. Суть противоречий в том, что прибавочный продукт про- изводится за счет информационного капитала, а притязания собственников физического капитала на доход обусловлены лишь принципом коммерческой эквивалентности. Субъект системы наемного труда становится собственником информационного капитала, и сущностный конфликт индустри- ального общества между наемным трудом и капиталом переходит в совершенно иное измерение. Частная собственность превращается в чисто юридическую номинальную функцию, не исходящую из реально протекающих социальных процессов. Авторы статьи формулируют вывод о том, что инструментом и стимулом социального развития являются принципы, формы и механизмы нако- пления информационного капитала.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию и анализу современности с помощью пищевой культуры как ме- тода изучения социокультурных трансформаций, что подразумевает культуру приготовления, потребления, производства пищи и является наиболее ярким и чувствительным репрезентом со- циокультурных трансформаций, происходящих в обществе. В результате проведенного исследова- ния выделяются три основные составляющие пищевой культуры: традиционная пищевая культура, которая является наиболее консервативной и передает особенный «дух» этноса или нации; пища с элементами комбинирования, новаторства, импровизации, имитации; и, наконец, сеть высоко- технологических видов питания глобальной культуры и ресторанов фастфуда («Макдоналдс», KFC и др.). Рассматривается изменение в культуре от традиции, где пища является символом этноса, народа или нации к новации до глобальной монокультуры всеобщего и единого фастфуда. Потребле- ние продуктов альтернативного питания, которые продаются в гипермаркетах и супермаркетах, пользование достижениями научно-технического прогресса, любовь к комфорту предстают элемен- тами «свойности» в нашем мире, стирается граница не только между городской и сельской куль- турой, государственными границами, - весь мир превращается в единое пространство глобальной социокультурной среды, где современный стиль жизни диктует и требует питаться фастфудом
Ключевые слова
В статье анализируется феномен традиционной музыкальной культуры этносов и этнических групп Поволжья и Приуралья тюркского, угро-финского и славянского происхождения, развивав- шейся в процессе перманентного разностороннего взаимовлияния и взаимообогащения самобытных этнических, конфессиональных, региональных и локальных компонентов. Образцы музыкальной ар- хаики башкир, марийцев, мордвы, русских, татар, удмуртов и других этносов, населяющих данных регион, так же, как и письменные и археологические источники, выявляют формирование в данном географическом ареале, начиная с раннего Средневековья, культурного пространства, характери- зующегося, при всей уникальности его отдельных составляющих, значительным единством и вы- соким нравственно-эстетическим потенциалом. Однако тенденции глобализации в современном мире, как известно, ставят под угрозу сохранение традиционных духовных ценностей. В этой связи актуализируется проблема сохранения культурного достояния прошедших эпох, которую возможно решать посредством включения в современную культурно-образовательную среду как в аутентич- ных формах, так и различных видах профессионального исполнительского искусства, композитор- ского творчества, музыкального просветительства и образования. Особо следует выделить такой аспект бытования традиционной музыкальной культуры в общественной жизни региона, как воз- рождённые старинные праздники и фестивали народного творчества, которые ярко демонстри- руют востребованность исконных культурных традиций Поволжья и Приуралья. Сегодня можно наблюдать позитивную тенденцию возрождения культурных традиций, сложившихся на ранних этапах этнической истории данного региона. Этот богатый потенциал представляет собой не- преходящую нравственно-эстетическую ценность и эффективное средство гармонизации межэт- нических и межконфессиональных взаимоотношений, формирования гармонично развитой личности в реалиях современного поликультурного социума с целью формирования толерантного сознания но- вых поколений.
Ключевые слова
В статье рассматривается вопрос о значении изготовления различных макетов и диорам для передачи на небольшой по размеру территории полной информации о конкретном географическом месте и его основных характерных особенностях и о применении макетов и диорам в различных сферах туризма и сервиса. Большое внимание уделено в статье вопросу о качестве выполнения различных видов со- временных макетов и диорам и их роль по привлечению большого количества зрителей и выявлению их заинтересованности к посещению и изучению какой-либо исторической территории историческо- го места или памятника. Проведен анализ необходимости применения и использования в различных сферах туристской и экскурсионной деятельности образцов макетного искусства, исследовано при- менение макетов в различных интерьерах и экстерьерах, а также проведен анализ необходимости создания больших макетов - парков в миниатюре на натуральном природном ландшафте - для при- влечения большого количества зрителей в сфере туризма и сервиса. Рассматривается вопрос совре- менного выполнения архитектурного и ландшафтного макета, диорам на высоком художественном уровне с применением новейших инновационных технологий и материалов, современных технических достижений в области изготовления макета для достижения его качественно нового техническо- го, эстетического и художественного уровня. Рассматривается значение производства макета как предмета эстетической и художественной ценности и роль работы над макетом в профессиональном образовании дизайнера. Исследуется значение макетирования как особого вида творческой деятель- ности, которая отражает социальные и моральные проблемы жизни человека. Изучаются изменения социально-экономических условий работы архитектора, дизайнера и макетчика, которые требуют дальнейшего совершенствования макетного дела и внедрения прогрессивных методов, приемов и тех- нических средств в архитектурное творчество и макетирование. На примере изучения особенностей процесса макетирования рассматривается художественно-познавательная и эстетическая роль, ко- торую выполняют макеты, диорамы, парки в миниатюре в художественно-эстетическом образова- нии человека, а также эстетическое воздействие творчества на духовный мир людей.
Ключевые слова
Целью исследования в статье является выявление и концептуальная проработка основных сущ- ностных составляющих развития территорий в туристской сфере на основе системного подхода. Актуальность тематики, наряду с высоким запросом практики, обусловлена тем, что системный подход позволяет целостно и комплексно решать указанную проблематику. В первой части статьи рассматриваются основные модели развития туристских территорий, особое внимание уделяется классической модели развития Р. Батлера и её модификации через призму теории хаоса. Выявлена циклически-волновая природа развития туристских территорий. Во второй части статьи автор выявляет и раскрывает сущностные составляющие развития туристских территорий, через отве- ты на следующие вопросы: что развивается (элементы туристской системы, их отношения, а так- же сама система), во что трансформируется, посредством каких преобразований и как носители развиваются, каковы факторы/ действующие силы развития, каковы отношения между носите- лями и факторами изменений, каковы стратегии поведения носителей и факторов относитель- но возникающих отношений. По каждой из составляющей развития автор, на основе собственных наработок, показывает суть и концептуальное содержание, работа с которыми в совокупности и позволяет обеспечивать системное развитие туристских территорий. Отдельное внимание уде- лено технологическому строению туристской системы, а также основным этапам формирования туристского опыта и впечатлений путешествующих. В исследовании использовались следующие методы и подходы: системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования, модели- рования, описательный и сравнительный. Новизна работы заключается во впервые проведенной про- работке в сущностном и концептуальном содержательном срезах базовых вопросов/составляющих развития туристских территорий. Выявление и привязка выделенных составляющих на фактиче- ском материале конкретной территории позволяет с системных позиций подойти к их развитию и выводит исследование с концептуального и методологического уровней на прикладной, предостав- ляя соответствующий инструментарий практикам на местах.
Ключевые слова
Статья представляет собой попытку системной реконструкции истории волгоградского перфор- манса, выявления линий преемственности и взаимовлияний, роли крупных художественных фе- стивалей в появлении новых генераций художников, а также описания всей вариативности про- цессуальных художественных практик в Волгограде в течение 1986-2005 гг. Подытоживая обзор волгоградского перформанса двух десятилетий (с середины 1980-х до середины 2000-х гг.), автор отмечает, что он не представлял собой какого-то последовательного движения или систематиче- ского процесса, а также не был институционализирован из-за отсутствия системы коммерческих галерей, инспирировавших художественный процесс в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенное затухание Квадрата как социокультурного образования и места притяжения художников, лока- лизованного в самом центре города, вызвало постепенное центробежное движение в сторону пе- риферийных, необжитых, заброшенных пространств и мест паломничества (кладбище кораблей, Краснослободская коса, Морятник), что также было связано с их романтизацией, эстетизацией, определенной закрытостью. Тем не менее, на протяжении всего рассматриваемого периода можно выделить ряд общих тенденций: стремление художников к театрализации, карнавальности, спек- такулярности, а также стихийному и импровизационному действию.
Ключевые слова