Рассматривается психологическое содержание религиозной составляющей в самосознании молодежи традиционных этносов Северного Кавказа. Показаны различия в содержании религиозного самосознания студентов светских и исламских учебных заведений Дагестана и Чечни. Выявлено отношение молодых людей к религии, к радикальному течению ислама – ваххабизму, а также к террористическим организациям (ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра, Имарат Кавказ и др.), действующим в Сирии, Ираке, Ливии. Показано, что в условиях современных социальных катаклизмов у некоторых молодых людей появляется искреннее желание обрести общность, которая давала бы четкую идентичность, понятные цели и защитила бы от остального мира. Важным моментом для правильного понимания современных особенностей религии в жизни дагестанского и чеченского общества является учет того, что в сознании верующих ныне превалируют идеи социального и политического характера.
Социально-экологические технологии
2016. — Выпуск 2
Содержание:
Проанализированы психологические последствия чернобыльской атомной катастрофы (ЧАК). Рассматриваются: генезис общих представлений, понимания и интерпретации ЧАК у различных лиц (в основном жителей Киевского региона) в условиях дефицита информации и ее искажения (слухи, дезинформация); особенности становления интегрального образа о последствиях катастрофы (сокращенно «Ч-образ»); формирование пост-чернобыльского мышления как нового типа современного экологического мышления. Делается попытка выявления психологических типов реагирования на ЧАК.
Ключевые слова
Рассматриваются: значения и смысл понятия «клиническая психология»; социолог-клиницист в его профессии; интервенции в клинической социологии; черты принципов интервенции. Обсуждаются: 1 – клиника смысла; 2 – последовательный и порождающий подход; 3 – клиническое позиционирование. Постулируется: клинический социолог «знает, чего он не знает». Показано: клиницист на первое место ставит коллективное перед индивидуальным.
Ключевые слова
В статье анализируется позитивная программа социологии через проведение интервенций. C развитием социологии начала ощущаться востребованность инициирования изменения. Субъект социального действия должен принимать во внимание роль индивидуальной и коллективной психики. Клиническая социология рассматривается как наука и искусство. Она близка к психоанализу, к экзистенциальной феноменологии и к идеям раннего К. Маркса. Клиническая социология рассматривается как критическая теория и освобождающая дисциплина. Контракт является важным условием для определения целей и этапов интервенции. Классики социологии и психологии разошлись в определении уровня социальных общностей, где возможна интервенция – социальная терапия. Общество констатировало стерильность научного коммунизма и исторического материализма в плане практического применения. Оргдеятельностные и инновационные игры рассматриваются как формы социальной интервенции.
Ключевые слова
Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения и социальной помощи делинквентным подросткам. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт автора в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения и социальной помощи делинквентным подросткам. Психологические аспекты организации сопровождения детей, остав- шихся без попечения родителей, рассматриваются на основе идеи о развитии и бытии личности в зависимости от трех факторов: 1 – социальных условий; 2 – врожденных особенностей (генотипа); 3 – внутренней позиции самого развивающегося человека. Показано, что социальные условия могут либо содействовать физическому, психическому и личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного физического, психического и личностного развития. Бытие общественных отношений в самосознании личности формируется через присвоение отношения к внешним реалиям, определяющим развитие и бытие человека как личности. Эти реалии выступают как социальные условия развития и бытия личности. Речь идет о реальностях: 1 – предметного мира; 2 – образно-знаковых систем; 3 – природы; 4 – социально-нормативного пространства. Условия развития и бытия человека через значимые объективно существующие и реально воздействующие факторы позволяют рассматривать названные условия как возможность к развитию человека как личности в течение всей его жизни. На практике психологического сопровождения подтверждено, что внутренняя позиция личности может влиять на развитие душевных и духовных личностных качеств, так называемого чувства личности и способности к самостоянию. В то же время внутренняя позиция может развиваться в направлении искажения позитивных ценностных ориентаций, принятых обществом, и приводить к асоциальной позиции, к принятию ценностей аморализма и асоциальному поведению. Доказано, что результативно приемлемое психологическое сопровождение может быть продуктивным лишь при учете особенностей всех трех вышеуказанных факторов и сензитивно построенных отношений доверительного общения с делинквентными подростками. При этом следует прежде всего ориентироваться на создание таких социальных условий общения, которые могут обеспечить повышение потенциала ресурса развития личности.
Ключевые слова
Обсуждаются психологические проблемы подросткового возраста в ситуации пробуждающейся сексуальности: раздельность эротического и сексуального (Э. Шпрангер); сексуальность в открытии «Я» в контексте культурного развития подростка (Л.С. Выготский); проблемы внешности и привлекательности, овладение культурой изменяющегося тела и понимание его новых функций, формирование гендерной и сексуальной идентичности, вхождение в пространство межполовых отношений и развитие системы ценностных ориентаций по отношению к ним. Анализируются особенности содержательного наполнения вошедших в науку структурных звеньев самосознания в ситуации переживания гомосексуальных влечений. Рассматриваются: 1 – имя как социальный знак и как кристалл личности, соединенный с телесностью человека в его целостном самовосприятии; 2 – притязания на признание; 3 – поло- вая идентификация; 4 – психологическое время личности: индивидуаль- ное прошлое – настоящее – будущее; 5 – социально-нормативные ориентации (В.С. Мухина). Сформулированы рекомендации по работе психолога с гомосексуальными подростками по каждому из звеньев самосознания. Обсуждается влияние стигматизации сексуальной идентичности на психическое здоровье гомосексуальных подростков и проблемы социальной изоляции как следствие стигматизации, эмоциональной изоляции, обусловленной собственными переживаниями и страхами, и когнитивной изоляции, закрепленной на государственном уровне.
Ключевые слова
В статье рассматриваются результаты исследования особенностей рефлексий на себя делинквентных девочек-подростков, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества. Обсуждаются: рефлексии делинквентных девочек-подростков на себя, на собственные ценностные ориентации, на свой пол; особенности реакций на ситуацию фрустрации. Обсуждается возможность ресоциализации делинквентных девочек-подростков, осужденных условно.
Ключевые слова
Обсуждаются: понятие «психологическая помощь»; особенности оказания психологической помощи лицам, заключенным под стражу, осужденным к лишению свободы. Показано, что при оказании психологической помощи заключенным и осужденным необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, в первую очередь доминирующий психологический тип переживания стресса, а также условия содержания в изоляции. Приводится классификация основных видов и форм оказания психологической помощи осужденным (заключенным).
Ключевые слова
Рассмотрена психологическая природа переживания лиминальных периодов жизни, суть которых состоит в намеренном раз отождествлении субъекта с самим собой с целью перехода от «Я-наличного» к «Я-иному», обретения новых смыслов, построения новых проектов и стратегий жизнеосуществления. Выявлены и объяснены внешние факторы и внутренние причины вхождения в лиминальные периоды жизни, их отличия от жизненных кризисов. Вхождение в лиминальность и ее последующее преодоление представлены как акт индивидуальной свободы и жизнетворчества. Определены психологическое содержание и фазы переживания лиминальности, способы и процессы, помогающие выстроить новую систему смыслов и ценностей и новый «проект Я». Особое внимание уделено способам преодоления лиминальности и направлениям психологической помощи в лиминальных периодах: работе с симптомами и эмоциональными переживаниями (1), когнитивными аспектами желаемых выборов (2), перспективами, желаниями и возможностями личности (3), ее новыми проектами «Я» и жизни (4).
Ключевые слова
Рассматриваются: особенности современного развития приватной сферы жизни в семье, обусловленные как общецивилизационными тенденциями развития отдельного человека и социума в целом, так и радикальными социально-экономическими преобразованиями российского общества последних десятилетий; причины низкой востребованности психологической консультативной помощи в России. Выделены типы трудных жизненных ситуаций, в которых обращение к психологу, занимающемуся вопросами семьи, наблюдается чаще всего: супружеская неверность; созависимость с партнером; социальная пассивность супруга; проблемы детско-родительских отношений и отношений с родительскими семьями супругов; переживание травм развода, потери одного из членов семьи, проблемы в семье с хронически больным или престарелым человеком.
Ключевые слова
Обсуждаются личностные качества человека: самосозидание и самостояние, которые определяют развитие его творческой активности. Показано: что социально-исторические условия закономерно влияют на развитие творческой деятельности человека; что в движении сущностно значимых идей есть поразительная тенденция – прорастать и развиваться благодаря интеллектуальным вкладам многих мыслителей, размышляющих над этими идеями во времени истории; что феноменология научного творчества может проявляться в амбивалентности потенциальной значимости конечного результата. Социально-исторические условия рассматриваются в контексте реалий: предметного мира; мира образно-знаковых систем; мира при- родных реалий, трансформированных в истории сознанием человека; мира реальности социально-нормативного пространства. Рассматриваются эволюционно опосредованные и исторически сложившиеся предпосылки к творчеству. Утверждается значимость внутренней позиции человека, включенного в творчество как в особую, сущностно человеческую деятельность. Утверждается, что творчество сопряжено с чувством личности и зиждется на знании, на внутренней духовной жизни и на заложенном в природу человека побуждении к вопрошанию и открытию нового.
Ключевые слова
В статье рассматриваются дзен-буддийские коаны как особый род психотехники, предназначенный для осмысления причин ограниченности сознания. Именно осознание причин своей ограниченности и означает в дзен «стать на путь пробуждения». Только после «осознания своего сна» у человека появляется возможность самого пробуждения. Дальнейшая работа адептов – не теория и религия, а технология пробуждения (медитация, инсайт, маргинальные состояния и т.д.), которая приближает их к максимально флексибильной (пустой) форме, в которой только и возможна тотальная креативность – сатори.
Ключевые слова