В статье рассматривается проблема формирования научного мировоззрения в контексте преподавания философии. Отмечается важность методологического и методического разграничения теоретического мышления и других форм мировоззрения. В основе научного мировоззрения лежит научная картина мира, в основе научной картины мира - научная рациональность. Научная рациональность сформировалась исторически. В статье демонстрируется, как рациональность формировалась в контексте истории философии. Автор утверждает, что невозможно понимать современную рациональность без знания ее истории, а для знания истории рациональности необходимо изучать историю философии, так как именно в философии формировался язык теоретического мышления (и само мышление). Необходимо отличать научную рациональность от особенностей религиозного сознания, связанного с мистицизмом и догматизмом, а также основанных на особой трансцендентной «логике».
Преподаватель ХХI в.
2014. — Выпуск 4(ч.2)
Содержание:
Статья содержит анализ основных идей о взаимодействии логики и языка, представленных в знаменитых «Логике» и «Грамматике» Пор-Рояля. Актуальность обращения к работам авторов XVII века определяется современными дискуссиями о статусе логики, ее отношении к языку, о возможности создания единого проблемного поля, в рамках которого данные вопросы рассматривались бы и с точки зрения современных теорий коммуникации. Сама идея общей и рациональной грамматики трактуется как логическое основание возможности универсальной коммуникации, (распадающейся» на частные коммуникации из-за «вмешательства» прагматики. Показано, что в концепции Пор-Рояля фактически содержится идея трактовки значения как употребления (одна из основных идей «позднего Витгенштейна), обосновывается тезис о том, что технические навыки по оперированию логическими формами оказываются здесь вплетенными в морально-этические и религиозные нормы, что «логическая техничность» превращается в «технику духовности», которая решает проблемы совершенствования человека, его внутреннего мира. В логике Пор-Рояля происходит не просто изменение философских предпосылок логики как таковой, но создается иной, по отношению к предшеству- 2] 7 ющим учебникам и концепциям логики, образ логики.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема неявного знания в математике. Одной из его характеристик является его «закрытость» для сознания субъекта. Это знание человек приобретает, прежде всего, путем собственного опыта, оно не существует в отрыве от конкретной личности. В математике проблема неявного знания чаще всего возникает при решении вопросов обоснования. Автором анализируются различные формы, его существования в этой науке. Это могут быть ссылки на внутреннюю убежденность, скрытые ссылки на хорошо известное, подразумевание некоторого условия, неявная опора на определения, скрытые леммы и т.п. В работе показывается, что наибольшими возможностями проникновения неявного знания в математику обладают индукция и аналогия. При их использовании вывод носит вероятностный характер, предположение о его правомерности основано на неполной информации и зависит от различного рода неявных предпосылок. Эта зависимость усиливается в процедурах сравнения, выбора, предпочтения гипотез, методов, оценки и решения проблем, способов доказательства, обоснования и т.п. В статье отмечается важная роль в математическом творчестве априорного знания, которое является содержанием понятий «количество», «множество», «дискретность», «непрерывность» и др. Автор рассматривает трактовку априорности математики В. Перминова, основанную на поня- l-La тии практики. В этом случае математика может пониматься как формальная онтология мира
Ключевые слова
Статья посвящена анализу проблемы соотношения сущего и бытия в метафизике B.C. Соловьева. Подчеркивается, что в философии русского мыслителя категории сущего и бытия не являются тождественными. В статье подробно проанализированы категории всеединого абсолютного и всеединства в метафизике Соловьева. Автор статьи указывает на то, что в учении Соловьева о двух абсолютных заметно влияние на него идей Шеллинга. В статье отмечается, что Соловьев понимал абсолютное в двух значениях: как тождественное самому себе и как отношение к другому. Автор статьи раскрывает смысл соловьевской трактовки абсолютного, которое, с одной стороны, как обладающее всяким бытие есть все, а с другой стороны, как лишенное всякого бытия, абсолютное - есть ничто. В этом просматриваются пантеистические элементы, метафизического учения Соловьева об абсолютном. Можно сказать, что русский философ в учении об абсолютном следовал идеям Дионисия Ареопагита, Мейстера Экхарта, Шеллинга. В статье подчеркивается, что Соловьев, в отличие от неоплатоников, считавших, что сущее непознаваемо, предпринял попытку дать ему логическое определение.
Ключевые слова
В статье рассматривается место иррационального в концепции рациональности классического марксизма, а так же в трудах М.А. Лифшица. Разграничиваются «термин» и «понятие» иррационального, выявляется соотношение понятий «эмпирическое», (рациональное» и «иррациональное». Раскрывается роль иррационального как чувственно-материального аспекта абсолютной истины, которая включает в себя полноту и противоречивость нравственного, эстетического и рационального в общественной практике человека. В статье рассматривается попытка М.А. Лифшица преодолеть теоретическое противоречие в соотношении периодов развития искусства и периодов развития общества. Решение этого противоречия видится М.А. Лифшицу в трактовке проблемы идеального как рационально понятого чувственно-эмоционального в процессе человеческого познания. Показывается, что идеальность предметов человеческого мира - это неотъемлемая часть понятия иррационального в марксизме. В част- 244 ности, у Маркса и Энгельса чувственно-эмоциональное имеет свою историю, но не в качестве развития или смены форм созерцания, а в качестве постоянной, непрекращающейся борьбы человека с миром в опредмечивании этой борьбы, в том числе в произведениях искусства, где нет и не может быть смысла до, вне и не зависимо от человека. Проблема чувственно-эмоционального, таким образом, приобретает в марксизме, как это показал М.А. Лифшиц, совершенно новое в истории философии звучание. Вместе с тем М.А. Лифшиц демонстрирует различие между рациональным и иррациональным с точки зрения марксистской диалектики. Понятие чувственно-эмоционального в ортодоксальном марксизме структурно завершает марксистскую концепцию рациональности.
Ключевые слова
Идея зависимости номадов от земледельцев представляется очень продуктивной для анализа общества сарматов, через ее призму мы можем взглянуть на отношения номадов с населением античных государств и населением варварских городищ лесостепной и степной зон. Политические модели взаимодействия сарматов с оседлым миром весьма разнообразны. Методы эксплуатации внешнего мира - данничество, дистанционная эксплуатация, набеги, получение контрибуции, дипломатические дары. Мы, можем проследить отношения зависимости по археологическим данным,. Районы концентрации курганных некрополей с элитными погребениями указывают на политические центры разных группировок сарматов. Феномен элитных комплексов сарматов связан с экзоэксплуатационной моделью экономики. Содержащиеся в них богатства - это яркое свидетельство эффективности взаимодействия с оседлым миром. Самые богатые комплексы в Нижнем Подонье известны в средне-сарматскую эпоху, когда здесь господствовали аланы. Концентрация богатств в погребениях элиты, резкое усиление влияния на оседлый мир позволяют предположить у них существование развитых политических структур. Полития аланов может рассматриваться по своим внешним признакам как кочевая империя. Но по внутренним, структурным признакам Алания была, видимо, сложным вожде-ством. Подчеркнуто военный характер позднесарматской культуры говорит нам о постоянном участии поздних сарматов (II-III вв.) в военных действиях. В отличие от элиты среднесарматского времени, им приходилось постоянно отстаивать свои позиции. Военизирован-ность всаднической группы позднесарматской культуры и постоянные конфликты, как это ни парадоксально, говорят о политической слабости. Потребность в регулярных войнах и набегах объясняется отсутствием налаженной системы политических связей и устойчивых экзополитарных отношений
Ключевые слова
Настоящее исследование раскрывает ключевые особенности одной из самых актуальных проблем в истории Северной Европы, а именно процесса перехода от язычества к христианству в Скандинавских странах. Авторы анализируют трансформацию языческой идеи гибели мира под влиянием христианского вероучения в Скандинавских странах как ключевой аспект данной проблематики. В результате исследования мы можем увидеть, что благодаря изменению, произошедшему в ментальных представлениях скандинавов под воздействием христианских миссионеров, процесс христианизации прошел более безболезненно и плавно по сравнению с другими частями Европы раннего средневековья. Также авторы выявили особенности усвоения и прочтения германским мифологическим обществом христианских образов на примере иконографической композиции «гибели мира», что дало более ясное понимание особенности миссонерской деятельности в бесписьменном скандинавском обществе.
Ключевые слова
Страхование является важным экономическим институтом, без которого не обходится ни одно современное государство. Много лет вопрос о возникновении страхования является предметом дискуссии. Настоящая статья посвящена выяснению вопроса о наличии страхования в Киевской Руси. Автор исходит из того, что атрибутивным признаком страхования выступает страховой фонд, который существует в денежной форме и используется как капитал. Такой страховой фонд не мог появиться ни в древности, ни в средние века. Страхование как особый вид хозяйственной деятельности возникло не ранее XIV века и достигло расцвета в индустриальную эпоху. Вместе с тем, страхование, являясь ныне одной из самых распространенных форм общественной взаимопомощи, не поглотило другие формы. В СССР пенсионное обеспечение граждан производилось за счет средств государственного бюджета, без создания для этой цели пенсионного фонда. Пенсионный фонд Российской федерации был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, денежные средства которого, тем не менее, находились в государственной собственности.
Ключевые слова
Статья посвящена реконструкции одного из ключевых событий российской истории второй половины XV века - присоединения к Московскому государству Вятской земли - последней вечевой республики Русского Севера. В отечественной историографии это событие остается недооцененным, оставшись в тени других конфликтов той эпохи - русско-татарских и русско-литовских войн, присоединения к Москве Новгорода и Твери. Между тем, борьба за Вятскую землю осложнялась претензиями на этот край со стороны властителей Казанского ханства. Решающим в истории затянувшейся конфронтации стал поход на Вятку московского воеводы Данилы Васильевича Щени, произошедший в 1489 г. В статье подробно прослежена предыстория и причины этого знаменательного события, рассказывается о подготовке похода, начавшихся военных действиях, осаде города Хлынова (Вятки), переговорах и последовавшей за ними сдачи обороняющихся, участи постигшей противников присоединения к Москве.
Ключевые слова
В начале XX века в Российской Империи происходит организационное оформление мусульманского общественного движения. Практически во всех регионах со значительным количеством мусульманского населения, возникают местные мусульманские общественные организации. В Астрахани, четверть населения которой составляли мусульмане, было учреждено культурно-просветительское общество «Шурай-Ислам». Организатором, идейным вдохновителем и бесспорным лидером этого общества стал Мустафа Лутфи Измайлов. Выходец из богатой азербайджанской семьи, М.Л. Измайлов, появившись в городе на пике подъема первой русской революции, очень быстро завоевал общественное признание местной татарской общины. Будучи председателем общества «Шурай-Ислам» в 1906-1911 гг. Измайлов совершил настоящий переворот в сознании местной мусульманской общины. Благодаря его стараниям, татарская община вышла за рамки своей этноконфессиональной замкнутости. Начала издаваться газета на татарском языке, произошло становление начальной школы 283 вне рамок конфессиональной общины. Активная общественная деятельность М.Л. Измайлова стала объектом пристального внимания гражданских властей и жандармерии. Он привлекался к политическому следствию по обвинению в распространении идей панисламизма и пантюркизма. Острое неприятие педагогической деятельности Измайлова со стороны астраханской дирекции народных училищ, его непримиримая позиция по отношению к властям привела к вынужденной отставке лидера астраханских мусульман и его отъезду из Астраханской губернии.
Ключевые слова
В статье характеризуется элемент централизованного обеспечения аграрной сферы РСФСР - внутриобластное переселение, получившее широкое распространение в 50-е-80-е гг. XX века. Появление этого элемента контролируемой государством миграции в 1939 г. было продиктовано железнодорожным, гидротехническим и иным строительством, требовавшим перемещения населения, проживавшего в районах индустриального освоения. Кроме того, вызывалось оно и малоземельем одних районов при относительно благоприятной ситуации в других в отдельно взятой административно-территориальной единице. Существенное влияние на развитие практики внутриобластного переселения оказала Великая Отечественная война, негативным последствием которой стала, по некоторым оценкам, гибель 27-28 млн человек преимущественно в регионах-донорах, и проявления демографического перехода в стране, последствиями которого стали сокращение рождаемости населения и урбанизация. Целью статьи является исследование феномена внутриобластного переселения в советской миграционной практике в отношении российской деревни во второй половине XX века, не являющегося предметом специального из-учения в заявленных хронологических и территориальных рамках, чем и определяется новизна предложенной проблемы. На основе широкого круга архивных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот, проанализированы наиболее важные нормативно-правовые документы, определившие суть и задачи внутриобластного переселения, выявлена специфика формирования его потоков и доля в общем объеме регулируемой аграрной миграции. Так, в 1946-1953 гг. его вклад в общий объем принятых семей составил 19,68%, в 1954-1959 гг. - 55,28%, в 1960-е гг. 37,98%, в 1970-е гг. 38,10% и, наконец, в 1980-е гг. - 54,84%.
Ключевые слова
В статье обсуждается специфика производства обыденного знания о советском прошлом рядовыми пользователями социальных медиа на примере Ю-тьюба. Цель работы - выявить характерные черты цифровых рассказов как коллективных практик медиатизации массового исторического и социального сознания. Основное внимание в статье уделяется способам и формам конструирования цифровых повествований о советской истории, выражающих личный и групповой опыт пользователей социальных медиа. Приоритетный подход к изучению данной проблемы - нарративный анализ гибридных цифровых текстов, содержащих вербальные, визуальные и аудиальные компоненты. Рассмотрение особенностей построения цифровых рассказов такого рода создает возможность для понимания того, каким образом обыденные представления об истории страны формируются и продвигаются в среде социальных медиа.
Ключевые слова
В статье рассматриваются теоретические аспекты языков для специальных целей (LSP) - специально организованных систем для передачи и обмена профессиональной информацией и управления интеллектуальным процессом. Анализу подлежат фонетические, лексические, грамматические и функциональные особенности английского языка для специальных целей. Язык для специальных целей определяется как условная семиотическая система, основанная на естественном языке и характеризующаяся познавательной функцией, которая указывает на развитие цивилизации и служит инструментом профессиональной работы и обучения. Самыми общими свойствами LSP являются: моносемия на семантическом уровне, гипотаксис на синтаксическом уровне, эмоциональная нейтральность на стилистическом уровне и упрощение на морфологическом уровне. Английский язык для специальных целей отличается от английского языка для общих целей не с точки зрения языковой системы, а с точки зрения особых способов применения этой языковой системы, которые характерны для научного, делового и профессионально-технического дискурса. LSP как инструмент профессиональной коммуникации расширил сферы применения языка, распространив их на исследование рассуждений и процессы концептуализации. Ориентация на взрослого ученика, на его профессиональные нужды и активный познавательный процесс рассматривается как необходимое условие выделения языков для специальных целей. Эти параметры должны учитываться на всех уровнях языковой системы и в плане преподавания LSP. Профессиональные языки общения характеризуются как специальной лексикой, так и особыми (преферентными) моделями синтаксиса и морфологии. Языки для специальных целей не являются самостоятельными коммуникативными системами, а выполняют вспомогательную роль по отношению к базовым национальным языкам, дополняя их
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию когнитивных и семантических свойств метафор, репрезентирующих концепты внутреннего мира человека. Классификация метафор по степени их стертости/ новизны сопоставлена с системой уровней языка, на которых эти метафоры функционируют. Анализируются парадигматические и синтагматические смысловые отношения между метафорами внутреннего мира. Показано, что индивидуально-авторские метафоры внутреннего мира находятся в парадигматических смысловых отношениях с базовыми языковыми М-моделями, то есть либо следуют типичным М-моделям языка, либо способствуют их переоценке. В сцеплениях метафор внутреннего мира выявлены два типа синтагматических смысловых отношений по критерию «продолжение либо изменение темы, высказывания»: 1) разъяснение или уточнение одной метафоры, с помощью другой; 2) выработка совершенно нового взгляда на осмысляемое явление.
Ключевые слова
Данная статья посвящена такой актуальной проблеме современной лингвистики, как способы, классификации предложений с присоединенными компонентами. Особое внимание автор уделяет вопросу структурного соотношения базовой и присоединяемой частей предложения, на основании чего выделяет два типа присоединительных предложений: предложения, где присоединяемый компонент распространяет целиком всю базовую часть высказывания; предложения, где присоединяемый компонент распространяет отдельное слово или словосочетание базовой части. Данные типы предложений структурно и семантически близки двум традиционно выделяемым в русском синтаксисе типам сложноподчиненных предложений - это предложения (расчлененной» и «нерасчлененной» структуры, о чем впервые написал в своей монографии Н. С. Поспелов. Автор статьи стремится ответить на два основных вопроса: чем структурно и грамматически отличаются друг от друга присоединительные предложения первого и второго типа; почему мы не можем полностью соотнести данные типы предложений со сложноподчиненными предложениями «расчлененной» и «нерасчлененной» структуры? Исследование проводится на материале текстов современной художественной литературы. Основные методы проведения исследования: контекстуальный анализ языковых единиц, сопоставительный анализ, метод классификации.
Ключевые слова
В статье рассматриваются номинативные синтаксические структуры как знаковые образования в немецкоязычном художественном тексте. Анализируются структурно-семантические особенности назывных предложений и их прагматический потенциал, зависящий от интенции использующего их автора, сделан акцент на соединении в одном компоненте высказывания темы и ремы. Предлагается рассматривать данные явления как один из элементов фасцинативных механизмов текста, выделяющийся на фоне полносоставных структур. Высказана гипотеза о том, что назывные предложения представляют собой одно из звеньев парадигмы синтаксических образований немецкого языка, имеющих знаковую природу и обладающих в тексте определенным выразительным потенциалом. Предлагаемые теоретические положения проиллюстрированы примерами из немецкоязычных художественных текстов различного времени написания, которые позволяют показать реализацию семантических значений назывных предложений.
Ключевые слова
В статье рассматриваются проблемы просодической реализации иронии в устном речевом дискурсе на примере британского и американского вариантов английского языка. В центре внимания просодические маркеры иронии в звучащей речи. На основе анализа различных подходов к созданию единой модели просодического оформления иронически окрашенных высказываний предлагается использовать комплексный подход к изучению звучащего текста. В статье представлены, некоторые наблюдения, полученные автором в ходе исследования, направленного на выявление просодических средств реализации иронии в звучащей речи. Материалом для исследования послужили фрагменты, американского телешоу «Chelsea Lately» и британского комедийного ток-шоу «Chatty Man». Рассмотрены, некоторые тенденции в просодическом оформлении иронических высказываний. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что существуют две основные тенденции в оформлении иронических высказываний - утрированное просодическое оформление и просодическая «зату-шеванность». Приведенные в статье данные позволяют предположить, что просодия, наряду с невербальными средствами, играет значительную роль в реализации иронии, выступает в качестве опознавательного знака наличия дополнительной коннотации (иронической), а также способствует адекватному пониманию сообщения.
Ключевые слова
В статье сопоставляются сначала два основных понятия слова - «лексическое слово» и «фонетическое слово», а затем два основных понятия ударения - «словесное ударение» и (речевое ударение», на основе чего выдвигается концепция об иерархии речевого ударения в русском и китайском языках. Автор считает, что два основных понятия слова, то есть «лексическое слово» и «фонетическое слово», с одной стороны, отличаются друг от друга, а с другой стороны, тесно связаны, друг с другом. В соответствии с этим, между двумя основными понятиями ударения, то есть «словесным ударением» и (речевым ударением», также наблюдаются как существенные различия, так и тесные связи. И в русском языке, и в китайском языке, речевое ударение является строгой последовательной иерархией, которую составляют четыре разновидности речевого ударения: ритмическое ударение, синтагматическое ударение, фразовое ударение, логическое ударение. Они по своей сущности являются различными реализациями речевого ударения в четырех разных просодических позициях.
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению различных примеров и построению на их основе классификации сфер проявления языковой корректности в немецком языке. Опираясь на понятие «политическая корректность», автор выделяет и дает характеристику семи основным группам замен, обращая внимание на то, насколько удачны данные замены в контексте немецкой языковой культуры. Характеристика дается с учетом анализа корректности при обозначении: граждан Германии; социальной сферы; профессий, учреждений и предприятий; лиц с алкогольной и наркотической зависимостью; умственных способностей человека. Автор предполагает, что не все выделенные сферы проявления корректности в немецком языке можно отнести к понятию «политическая корректность», ибо они не затрагивают напрямую политической сферы, и не используются в политическом дискурсе. Однако, не имея прямого отношения к политике, они, тем не менее, накладывает определенные ограничения на сферу политического, вводя определенные запреты и ограничения в политическом дискурсе. На основе изложенного материала делается вывод о том, что использование всех предлагаемых замен оказало бы значительное влияние на современный немецкий язык. Любое изречение превратилось бы, в нейтрально высказывание, не содержащее какой-либо оценки или эмоциональной окраски.
Ключевые слова
В данной статье представлены результаты исследования концепта «ограниченные физические возможности» в американской лингвокулътуре. Материалом для анализа послужили тексты юридических актов, направленных на определение инвалидности и предотвращение дискриминации по отношению к людям с ограниченными возможностями, а также тексты специализированных публикаций медицинской, спортивной и образовательной тематики. Для отбора языковых средств был применен метод сплошной выборки. Автор выделяет три группы средств языкового выражения вышеуказанного лингвокулътурного концепта: эвфемизмы, терминологические единицы, номинации с ключевыми словами, характерными для изучаемой части национальной культуры США. В качестве примеров приведены наиболее частотные единицы, встречающиеся в проанализированном материале.
Ключевые слова
В статье рассматривается социокультурная и национальная специфика вежливости на примере речевого акта и этикетного жанра извинения в иранской культуре. Приведены, определения извинения российских, болгарских, американских, иранских исследователей. Описаны, сущностные признаки данного понятия в историческом и современном аспектах. Акцентированы религиозная обусловленность формул извинения и повышенная частотность их употребления в официальном и неформальном общении. Раскрыты иллокутивная направленность, содержательные компоненты, типологические формы, вариативные элементы, коммуникативные функции извинения в речевой культуре Ирана. Теоретические положения проиллюстрированы примерами наиболее устойчивых общепринятых оборотов, словесных конструкций, выражающих извинение в деловом и бытовом общении. Представлен ряд общих типовых ситуаций использования этих оборотов. Обозначены возможные, потенциально возникающие затруднения культурологического и прагматического характера при овладении принципами выражения извинения персидскими и русскоговорящими коммуникантами. Статья имеет теоретико-описательный характер и предваряет последующие методические разработки автора по обучению русским этикетным формулам иранских студентов.
Ключевые слова
Статья посвящена Ф.М. Достоевскому как собирателю острожного фольклора. Учитывая особенности, аллюзии и прямые указания, встречающиеся в его «Сибирской тетради» и «Записках из Мертвого дома», анализируется творческий диалог писателя с Н.В. Гоголем, влияние поэмы «Мертвые души» на создание Достоевским образов некоторых персонажей его «Записок» о каторге: в рассказе Достоевского о театральном представлении в остроге в сюжетах разыгрываемых заключенными пьес есть очевидные аллюзии на повести из гоголевского цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»; образ барина из пьесы «Кедрил-обжора» напоминает запорожца из «Пропавшей грамоты», а сюжет пьесы о мельнике и его жене тесно перекликается с повестью «Ночь перед Рождеством».Оба писателя сходятся во мнении о положительном влиянии фольклора, в частности русской песни, на человека. Она преображает души каторжников и персонажей второго тома поэмы Гоголя, Чичикова и Петуха, в сцене, когда они плывут по реке. Нашли свое отражение в «Записках» Достоевского и герои поэмы «Мертвые души», Ноздрев и Манилов, и Янкель из повести «Тарас Бульба». На сходство своих персонажей с ними Достоевский указывает прямо, а не только в подтексте. Учитывая эти сопоставления, высказывается предположение, что и в остроге, наблюдая жизнь простонародья, внимательно прислушиваясь к языку арестантов и бережно записывая за ними в свою ((Сибирскую тетрадь» интересную фразу или диалог, Достоевский проводил при этом параллели с образами и сюжетами произведений Гоголя, размышляя над их идеями и мыслями. Именно они помогли Достоевскому в поиске новых идеалов и целей во время духовного кризиса.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме подлинности и неподлинности бытия как отдельного индивида, так и всего человечества в целом. Основой для анализа служит творческое наследие выдающегося политического и религиозного мыслителя, видного дипломата XIX века К.Н. Леонтьева, яркий писательский и дипломатический талант которого раскрылся во время его продолжительной службы русским консулом на Востоке. Рассматривается философская повесть автора многочисленных трудов - «Дитя души». Особое внимание уделяется влиянию духовного и материального начал на процесс формирования и развития личности.
Ключевые слова
В статье осмысляются современные тенденции в литературе и критике. Автором представлен взгляд критиков на современный литературный процесс. Еще недавно многие критики признавались в том, что в конце XX века наступило разочарование в человеке, что и отразилось в литературе постмодернизма. По мнению А. Гениса, современному писателю надо выбирать между поэзией и правдой, так как он порывает с реальностью и уходит в игру, иронию, шарж. Но проблемы сегодняшнего дня проявили очевидное: от жизни и истины невозможно уйти. В этом отношении представляет интерес творчество Захара Прилепина и его последний роман «Обитель». В статье дается критическая оценка творчества писателя. В современной критике нет однозначной оценки произведений Прилепина. Самые противоречивые мнения высказываются по поводу романа «Обитель». Автор статьи предлагает собственную точку зрения
Ключевые слова